|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕФункции наукиС развитием науки выявлялась и возрастала ее многофункциональность. Двойная ценность науки лежит в основе двух ее главных функций: познавательной (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-деятельностной (участие в преобразующей деятельности человека и общества). Науке свойственны и другие функции. Рассмотрим часть из них. Культурная функция. Добытые наукой знания, объяснения
тех или иных аспектов действительности входят
в содержание материальной и духовной культуры.
Рассматриваемая функция нередко трактуется как культурно- мировоззренческая. Как вы уже знаете, мировоззрение представляет собой интегрированную систему философских, естественно- научных, экономических, социальных, политических и других идей, взглядов, определяющую отношение человека к миру. Фундаментальные научные открытия обогащают содержание названных идей, взглядов. Благодаря этому совершенствуется понимание сущности окружающего мира, положения и назначения человека в мире. Подчеркивая значение этой функци и, ученые утверждают: «То, что действительно делает науку великой, заключается в том, что она объясняет мир». Социальная функция реализуется по нескольким направлениям. Во -первых, исходя из возрастания роли личности, углубленно исследуются жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития способностей, продуктивных интересов индивида. Великий российский ученый В. И. Вернадский особо выделял «науки о духовном творчестве человеческой личности в ее социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии или логики...». Во-вторых, наука непосредственно включается в процессы
социального развития и управления ими. Так, данные
науки привлекают при решении экологических проблем,
разработке концепций, программ, планов, прогнозов хозяйственного
и социального развития, при формулировании
законодательных актов.
В-третьих, наука помогает определять пути и способы практического использования добытых знаний. Эта способность науки по мере укрепления ее связи с техникой стала рассматриваться в качестве самостоятельной функции. Ученые характеризуют ее как превращение науки в производительную силу общества. Раньше техника и производство часто опережал и науку, давая ей готовый материал для анализа и обобщения, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. Превращение науки в производительную силу опиралось на опережающее развитие науки. Наука не только отвечала на запросы производства, но и стала фундаментом для развития его современных отраслей. Глубокие и широкие научные исследования определяют пути совершенствования техники.
|
|
|