Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Функции науки

С развитием науки выявлялась и возрастала ее многофункциональность. Двойная ценность науки лежит в основе двух ее главных функций: познавательной (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-деятельностной (участие в преобразующей деятельности человека и общества). Науке свойственны и другие функции. Рассмотрим часть из них.

Культурная функция. Добытые наукой знания, объяснения тех или иных аспектов действительности входят в содержание материальной и духовной культуры. Достаточно назвать открытия М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, И. П. Павлова, С. П. Королева, чтобы подтвердить характеристику науки как авторитетной культурной силы. Неотъемлемой частью культуры является образование, содержание и формы которого складываются под сильным влиянием науки.

Рассматриваемая функция нередко трактуется как культурно- мировоззренческая. Как вы уже знаете, мировоззрение представляет собой интегрированную систему философских, естественно- научных, экономических, социальных, политических и других идей, взглядов, определяющую отношение человека к миру. Фундаментальные научные открытия обогащают содержание названных идей, взглядов. Благодаря этому совершенствуется понимание сущности окружающего мира, положения и назначения человека в мире. Подчеркивая значение этой функци и, ученые утверждают: «То, что действительно делает науку великой, заключается в том, что она объясняет мир».

Социальная функция реализуется по нескольким направлениям. Во -первых, исходя из возрастания роли личности, углубленно исследуются жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития способностей, продуктивных интересов индивида.

Великий российский ученый В. И. Вернадский особо выделял «науки о духовном творчестве человеческой личности в ее социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии или логики...».

Во-вторых, наука непосредственно включается в процессы социального развития и управления ими. Так, данные науки привлекают при решении экологических проблем, разработке концепций, программ, планов, прогнозов хозяйственного и социального развития, при формулировании законодательных актов.

В-третьих, наука помогает определять пути и способы практического использования добытых знаний. Эта способность науки по мере укрепления ее связи с техникой стала рассматриваться в качестве самостоятельной функции.

Ученые характеризуют ее как превращение науки в производительную силу общества. Раньше техника и производство часто опережал и науку, давая ей готовый материал для анализа и обобщения, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. Превращение науки в производительную силу опиралось на опережающее развитие науки. Наука не только отвечала на запросы производства, но и стала фундаментом для развития его современных отраслей. Глубокие и широкие научные исследования определяют пути совершенствования техники.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru