Учебник для 11 класса

Обществознание

       

Тенденции развития образования в современном мире

Напомним: «тенденция» - синоним слов «направление развития». «склонность». «стремление». Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой «В просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI в. образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватно мировому уровню общей и профессиональной культуры общества. Вместе с тем появляются теоретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми, несомненно, будет отмечено наступившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенные в документах Международной комиссии по образованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции развития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают современным и перспективным запросам изменяющегося общества. сегодняшним и завтрашним потребностям, интересам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информации, удваивающейся каждые 10 - 15 лет, ее быстрое частичное устаревание, общественное развитие, открывающее новые возможности экономической, политической, социальной деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающихся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу этот принцип воплощается в двух тенденциях: выдвижении в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; возрастающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профессиональная компетентность - круг связанных с профессией проблем, в которых индивид обладает познаниями, жизненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значительна тенденция к усилению практической направленности образования, к достижению выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкурентоспособности работника, организатора производства. Заметим, что главной причиной многочисленных производственных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, научиться сосуществовать, воспитывать понимание других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать зависимость людей друг от друга; это поможет преодолевать возможные катаклизмы на путях развития цивилизации.

Люди должны научиться совместно проектировать свои личные и коллективные действия для разумного и мирного решения возникающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании гражданских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группам и, народами, государствами.

В международных и национальных документах по образованию больше, чем прежде, внимания уделяется выработке норм социального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического общества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция проявляется, в частности, в усилении значимости воспитания толерантности как качества культуры (нравственной, правовой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно- воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого потенциала личности, в овладенииею способами самостоятельного жизнетворчества, формирования жизненных позиций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к практике непрерывного образования. Идея непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государства.

Развивая эти взгляды, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В ХХ в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной практики, направленная на непрекращающееся освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины ХХ в., а на пороге XXI в. приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, ключевое значение. Это связано с научно-технической революцией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стал и обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий.

Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосударственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расширения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять задачи не только профессионального совершенствования работников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменении подходов к образованию свидетельствует замена прежней формулировки «образование на всю жизнь», утверждавшей, что полученного образования достаточно для всей жизни, на новую - «образование через всю жизны, утверждающую необходимость пожизненного образования. Так сегодня подтвердилась народная мудрость: «Век живи, век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский ( 1863-1938) подчеркивал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

Для значительной части российского населения (особенно молодежи) важнейшим этапом непрерывного образования является высшее профессиональное образование. В России количество студентов на 100 тыс. населения превышает 500 человек.

Развитие непрерывного образования усиливает тенденцию совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду целостную картину мира, включая основы культуры, понимания места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобающее им место в вузах, лекториях, в СМИ. Повышению уровня общего образования способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Серьезным подспорьем общего образования (как и других форм образования) становятся информационные технологии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дистанционного обучения.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность; приобретение систематических знаний в какой-либо области наук и, техник и, культур ы, политической жизни.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru