Учебник для 11 класса

Обществознание

       

Российское образование на путях модернизации

Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового облика (обновлению) во всех сферах общественной жизни. Модернизация образования - явление мировое: социально- экономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, - писал один из видных деятелей просвещения США, - так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется».

Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов.

Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи:

  • ускорение темпов развития общества требует подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
  • переход к постиндустриальному обществу, необходимость решения глобальных проблем в рамках международного сотрудничества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия выдвигают на первый план задачи формирования творческого мышления, коммуникабельности и толерантности;
  • динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально- экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню наук и, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, на постижение общей культуры, нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний.

В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования - к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус профессии педагога, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений.

Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны.

Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Назовем некоторые конкретные направления модернизации:

  • разработка государственных стандартов среднего и высшего образования;
  • разработка новых учебных программ;
  • подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими научными учреждениями страны;
  • проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы;
  • осуществление профильного обучения в школе;
  • развитие внешкольных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы);
  • улучшение финансового обеспечения образования и в связи с этим повышение социал ьного статуса педагогов.

Система высшего образования совершенствуется серьезным нововведением, отвечающим международной практике, - переходом к двухуровневой вузовской подготовке, бакалавриату и магистратуре. В России законодательно установлены несколько ступеней высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением квалификации:

  • бакалавр (срок обучения не менее чем 4 года);
  • дипломированный специалист (срок обучения не менее чем 5 лет);
  • магистр (срок обучения не менее чем 6 лет).

В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования России.

    Основные понятия: образование, непрерывное образование.

    Термины: модернизация, компетентность.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru