Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Что такое искусство? Каковы его отличительные черты?
  2. Какие предположения о причинах возникновения искусства выдвигают исследователи?
  3. Как понимали сущность искусства мыслители различных исторических эпох?
  4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.
  5. Перечислите основные виды и жанры искусства.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известно высказывание выдающегося деятеля французской культуры ХХ в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите несколько объяснений того, зачем нужно искусство.

2. Ученый, исследовавший круг наиболее активных и компетентных ценителей и знатоков искусства, сделал вывод о том, что искусством особенно увлекаются те, «кому не удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте. Подтвердите или опровергните на нескольких примерах правоту его вывода.

3. Ряд искусствоведов отметили появление на рубеже XX-XXI вв. мидкульта - своеобразного синтеза высокой и массовой культуры, вобравшего в себя лучшие черты обоих видов. Предположите, какими признаками могут обладать произведения искусства мидкульта.

4. Подготовьте небольшие сообщения: а) о современных направлениях западного искусства; б) о выдающихся представителях современного отечественного искусства.

5. Важнейшей тенденцией развития современного искусства является синтез видов и стилей. Приведите несколько конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предположения о причинах появления данной тенденции.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент размышлений известного российского философа и литератора Серебряного века Вячеслава Ивановича Иванова (1866-1949) о мифологизме искусства.

В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход развития превращает символизм в мифотворчество. Внутренний необходимый путь символизма предначертан и уже предвозвещен. Но миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение, но ипостась некоторой сущности или энергии. <... >

Ибо и символ сверхиндивидуален по своей природе, почему и имеет силу превращать интимнейшее молчание индивидуальной мистической души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову и могущественнее обычного слова. Так искусство в своем тяготении к мифотворчеству тяготеет к типу большого, всенародного искусства.<... >

Истинное содержание художественного изображения всегда шире его предмета. Творение гения говорит нам о чем-то ином, более глубоком, более прекрасном, более трагическом, более божественном, чем то, что оно непосредственно выражает. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объемлет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова.

Чтобы произведение искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижимость и неизмеримость его конечного смысла. <... >

Иванов В. И. Предчувствия и предвестия // По звездам.
- СПб" 1909. - С. 196 - 197, 200, 201.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как вы понимаете обозначенную автором связь символа и мифа?
  2. Объясните, почему «миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение».
  3. В чем, по мнению Вяч. Иванова, проявляется символизм искусства?
  4. На нескольких примерах покажите связь мифологии, как ее понимает Вяч. Иванов, с искусством.
  5. Проявления каких функций искусства обозначены в приведенном тексте?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru