Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Сети политические

Организационные изменения, возникшие под влиянием распространения информационных технологий, затронули, однако, не только сферу экономики. Наше общество в самых разных его проявлениях все в большей степени превращается в общество сетевых структур. С политическими и информационными сетями мы все чаще сталкиваемся в своей повседневной жизни. Процессы преобразований и формирования сетевых структур глубоко вторгаются в сферы культуры и власти. Коммуникация главным образом осуществляется через сеть средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) и новых электронных средств информации (Интернет).

Сфера политики в этой связи все в большей степени оказывается погружена в виртуальное пространство. Под влиянием Интернета формируются транснациональные связи и институты глобального мира. Всемирная паутина помогает отдельным странам встроиться в современные мировые отношения.

Все большее количество общественных институтов и организаций структурируется по сетевому принципу. К числу крупнейших политических сетей, например, целым рядом экспертов относится разветвленная система институтов управления Европейским союзом.

Сети представляют собой самоорганизующиеся полицентричные структуры, ориентированные на решение конкретных задач и состоящие из автономных, иногда временных, групп. Для них характерны децентрализация власти и ответственности, а также преобладание горизонтальных (а не вертикальных, иерархических) внутренних связей отдельных составляющих их сегментов. Сети - открытые структуры. Они способны к расширению путем включения в себя новых узлов, если те решают аналогичные задачи и исповедуют сходные ценности.

В последние годы сетевые формы организации все шире осваиваются представителями неправительственных организаций. В самом деле, значительное число правозащитных, экологических, пацифистских организаций фактически представляют собой децентрализованные и формируемые «снизу» сети по интересам. К задачам, которые они призваны решить в современном мире, в организационном смысле сети приспособлены значительно лучше.

Новые неправительственные организации оперативнее реагируют на меняющуюся ситуацию, принимают решения на основе большего объема и лучшей переработки информации, способны быстрее аккумулировать значительные информационные, финансовые и иные типы ресурсов. И главное, аккумулируя возможности организаций и групп, составляющих отдельные самостоятельные узлы соответствующей сети, эти неправительственные организации оказывают все более эффективное воздействие на правительства различных стран мира. Их мнение становится просто невозможно игнорировать при принятии решений по соответствующим вопросам политической повестки дня.

Сетевые неправительственные структуры начинают играть все большую роль в современных международных отношениях. Часто их называют акторами без суверенитета, транснациональными силами, международными группами давления, кардинально преобразующими всю систему международных отношений, вынуждая государства поступиться - в сфере защиты прав человека, гуманитарной деятельности, в области экологии - «священным принципом» суверенитета.

Их сила прежде всего в их количестве и в способности мобилизовать широкую общественную поддержку собственным инициативам. Решительная активизация неправительственных сетевых структур в последние годы поставила на повестку дня вопрос о формировании так называемого неправительственного порядка.

Ряд исследователей полагают возможным вести речь о возникновении на волне глобализации единого глобального гражданского общества, одну из важнейших составных частей которого и составляют неправительственные сетевые структуры. По их мнению, мировая политика начинает восприниматься людьми в совершенно новом свете.

Мир концептуализируется как все более единый, как единая социальная система, в возрастающей степени интегрированная сетями сотрудничества, конкуренции и обмена.

В этом смысле все субъекты мировой политики начинают воспринимать ее именно как общемировую - они находят естественным рассматривать мир в целом как арену для распространения единых стандартов поведения.

Распространение неправительственных сетей связывается некоторыми исследователями с торжеством принципов «прямой демократии», субсидиарности (от лат. subsidiarius - вспомогательный, резервный), со способностью создания «снизу», с низовых ячеек и звеньев, больших, охватывающих чуть ли не все пространство нашей планеты организаций, которые напрямую связаны с национальными институтами гражданского общества. По их мнению, мировая политика начинает восприниматься людьми в совершенно ином свете. Мир предстает как единая интегрированная социальная система, пронизанная сетями сотрудничества, конкуренции и обмена.

Субъекты мировой политики начинают воспринимать ее именно как общемировую - они находят естественным рассматривать мир в целом как арену для распространения единых стандартов поведения. В данной интерпретации увеличение числа сетевых структур практически однозначно связывается с глобальной тенденцией к демократизации международных отношений и с волной демократизации как таковой.

Гражданское политическое участие, т. е. участие граждан в принятии политических решений - неотъемлемый элемент политического процесса в странах современного Запада. «Демократию участия» следует рассматривать в контексте постиндустриальных изменений в политике. Она является ответом на совокупность новейших вызовов традиционной демократии. Основной персонаж «демократии участия» - рядовой гражданин данной страны. А сама она есть прямое, непосредственное участие «простых людей » в политическом процессе, в перераспределении ресурсов и властных полномочий, выражение их интересов и запросов перед лицом власти.

По мнению некоторых участников гражданских объединений и новых социальных движений, влияние глобального гражданского общества может привести в перспективе к изменению характера глобализации, устранению многих ее отрицательных последствий. Последователи этой концепции получили наименование альтерглобалистов (от лат. alter - другой).

Трудно отрицать, что степень воздействия на внутреннюю и внешнюю политику государств таких международных сетевых структур, как, например, «Гринпис», возросла за последние 10-15 лет в весьма значительной степени.

По мнению большого числа экспертов, сетевые структуры фактически генерируют новые стандарты и модели поведения, определяют приемлемость тех или иных методов решения проблем в мировой политике, осуществляют жесткий и последовательный мониторинг этих новых норм поведения на международной арене и тем самым дают обоснование или лишают легитимности действия государств и правительств.

Вместе с тем политические сети являются всего лишь способом социальной организации и в этом плане могут использоваться для достижения самых разных целей. Пожалуй, наиболее опасные проявления распространения сетевых структур оказались связаны в последние десятилетия с феноменом сетевого терроризма.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru