Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Нация и национальность

Существуют по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них нация - это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент.

В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства». Тем не менее реальный современный мир остается полиэтничным - 90 % народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, приобрело принципиальное значение в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность только до тех пор, пока остаются стабильным и межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (в странах Южной Азии и Тропической Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. В этом случае, как видим, понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнической консолидаци и людей, т. е. этносу, в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает согражданство, в другой - этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие «нация» нельзя считать строго научной категорией.

Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или же француз.

Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, то там национальность определяют не государственные органы ( «вынужденная идентичность»), а сами граждане в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности - неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.

    «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа»

    Н. В. Гоголь

Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis - умственный, духовный). Правда, ясного представления по поводу этого понятия пока нет (зачастую его заменяют понятием «национальный характер»). Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности.

Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, самопроизвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что национальный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в культуре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, национальный менталитет - своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.

Национальный менталитет - явление, хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.

На характер ментальности огромное воздействие оказывают национальные традиции и ценности.

Традиции - это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют двуединую природу. С одной стороны, это явления психики (могут как осознаваться, так и не осознаваться), с другой - явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, в символах, одежде и даже еде. Большинство традиционных правил поведения усваивается подсознательно, на уровне подражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и почему принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Европе цвет траура черный, а в Китае - белый. Если несколько упростить, то считается, что англичанин - раб традиции, американец - раб стандарта. О русских говорят: долго запрягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание к ним может вызвать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсолютизировать - это может привести к укоренению отживших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.).

В тоже время традиции нельзя игнорировать, ибо они обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась православная традиция, которая столетиями служила и служит духовной опорой народу и государству, помогает выстоять в самых тяжелых ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из этой традиции в качестве общенародной ценности.

Необходимо сказать, что в России у ряда народов веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благородные идеи, суть которых можно выразить такими словами: делай добро, но при этом не похваляйся добрыми поступками.

    «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными».

    Академик Д. С. Лихачев

Опорой в укреплении и сохранении традиции служат национальные ценности, то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны. Опора на эти ценности приобщает к историческому опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общества и своей личной жизни, не подменяя его бездумным потребительством.

Разобраться в традиционных русских ценностях как всегда лучше всего помогает обращение к отечественной философской мысли. Например, И. А. Ильин ( 1 882-1954) выделил 10 фундаментальных национальных ценностей (философ называл их сокровищами). Это национальный язык, национальные песни и танцы, национальные сказки, история народа, молитва, жития святых и героев. Сюда же Ильин относил и хозяйство, т. е. трудовое воспитание человека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здоровья и свободы»; армию - «оплот Родины», территорию - национально-государственное наследие России.

В этих «сокровищах» философ видел «дух национального воспитания» и полагал, что задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа. В советский период многие из этих традиций были утрачены.

Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить. Главное, что становится понятным, когда вдумываешься в содержание «сокровищ», - их общечеловеческое значение (как говорил сам Ильин - «сверхнациональное»). Конечно, философ обращался прежде всего к русским людям, но, по его же выражению, «И к каждому здоровому народу». Создается впечатление, что автор - наш современник и обращается к нам, гражданам многонациональной, многоконфессиональной страны. Потому что каждому народу дорог его родной язык, его сказки, песни, танцы, его вера, его святые и герои, его «хозяйство» и, конечно, «территория - земля Отечества».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru