|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕСемья как социальный институтНапомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социальных ролей и норм, которую общество создает для удовлетворения той или иной социальной потребности. Семейные роли - один из видов социальных ролей человека
в обществе. Среди них выделяют роли супружеские
(жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын,
дочь, брат, сестра), межпоколенные (дедушка, бабушка,
прадедушка, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные
(старший сын, старшая дочь, младший брат
и т. д.).
Исполнение семейной роли зависит прежде всего от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соответствует «ролевым ожиданиям » членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или жено й, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Какие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения - способность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую. Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санкций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычкам и, обычаями, традициями. Они предписывали правила выбора и количество супруго в, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, - наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным, этическим и регламентируются обычаями и традициями. Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи. Ученые выделяют два основных источника возникновения
функций семьи: потребности общества и потребности семьи
как группы. В 10 классе вы познакомились с репродуктивной,
воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-
психологической, рекреационной, социально-статусной и
сексуальной функциями семьи. Нетрудно определить, какие
из этих функций направлены на удовлетворение потребностей
и группы, и общества, а какие - прежде всего группы. Функции
семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями
жизнедеятельности общества и меняются в связи с их
изменениями, т. е. носят исторический характер. Однако на
любой ступени своего развития общество нуждается в семье
как механизме воспроизводства новых поколений и социализации
потомства: без этого невозможно обеспечение жизни
социума, самосохранение общества.
Институт семьи существует во всех обществах, хотя природа семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художественных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер - социальный контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.
|
|
|