|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕСоциально-бытовые интересыЦенности быта представляют собой качества, которые
обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство
быта, в том числе жилья, является одной из главных забот
повседневной жизни. Социально-бытовые интересы человека
направлены на те предметы и явления, которые способны
удовлетворить его потребности, лежащие за пределами
производственной сферы.
Существуют различные классификации социально-бытовых интересов. Приведем примеры некоторых из них. В зависимости от качества потребностей различают социально бытовые интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем развития человека и его самосознания. К первой группе относят интересы, ориентированные на обеспечение продуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; оплату жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека ( строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.); интерес ы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства - покупка минеральных удобрений, скота, кормов, семян, саженцев, строительство помещений). Ко второй группе традиционно относят досуговые интересы человека (посещение театро в, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования. (Вспомните другие духовные потребности человека и предположите, какие интересы в социально-бытовой сфере они порождают.) В зависимости от типов социального обоединения и общения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товарищеских компаний, молодежных групп и т. д. По территориальному признаку различают социально- бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п. Демографический признак лежит в основе выделения социально-бытовых интересов детей, молодежи, представителей среднего возраста, пожилых людей и т. п. Конечно, предметы и способы удовлетворения потребностей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание - это лишь способ поддержания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же способы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп. Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «Образ жизни». В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профессионального труда. В отечественной социологии образ жизни определяется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее определяющими». Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведения людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уровне м, к ачеством жизни. Понятие «стиль жизни» используется для характеристики
поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных
ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно
воспроизводящиеся черты, манеру поведения, склонности,
привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь
социально-психологические стороны индивидуального
поведения.
Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентаций и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни содержатся специфические черты группы, к которой принадлежит человек, будь она профессиональная, демографическая, этническая или еще какая-либо. Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно уже рассматривалось в § 3. Качество жизни - это комплексная характеристика уровня, а также условий жизни населения, физическое, социально- культурное и другие стороны развития человека или группы людей.
|
|
|