Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 27.1. Административная юрисдикция

Законодательные нормы о рассмотрении административных правонарушений и назначении административных наказаний собраны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права (как если бы УК и УПК были бы объединены).

Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях, обозначены в КоАПе. Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний.

Затем — районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии. Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД, в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.

Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности (на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам), осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях. К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом, и др. Каждое ведомство специальным приказом назначает органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать такие дела. О том, как происходит рассмотрение, поговорим далее.

Субъектами административной ответственности могут быть: граждане (с 16 лет); должностные лица (руководители организаций и т. п.); юридические лица. При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил. Например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц — от 100 до 200 МРОТ. И конечно же при разбирательстве должна быть доказана вина правонарушителя, т. е. что данное нарушение совершено по умыслу или преступной неосторолености.

Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе. Самое мягкое — предупреждение. Самое распространенное — штраф: для граждан — до 25 МРОТ, должностных лиц — до 50, юридических лиц — до 1000. А иногда (при валютных, таможенных и некоторых других правонарушениях) для должностных лиц — до 200, юридических лиц — до 5000 МРОТ. Указано также возмездное изъятие, или конфискация предмета нарушения (например, партия контрабандных сигарет), лишение специального права (например, водительских прав). Возможен административный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство), выдворение за пределы России (незаконных мигрантов) и др. Заметим, что, кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.

Мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отведена отдельная глава в КоАПе. Дело в том, что в ряде случаев наказания не могли бы быть исполнены, да и сам процесс не смог бы начаться без специальных обеспечительных мер. Их принятие вызвано спецификой работы сотрудников административных органов, которым приходится сталкиваться с пьяницами, дебоширами, браконьерами и т. п. Так, в числе этих мер названо доставление. (Например, пьяного скандалиста в отделение.) Следующим назовем административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.). По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно. Предусмотрен также личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола. Применяется и медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения. (Иначе как доказать, что нарушитель был пьян?) Предусмотрен также арест товаров, транспортных средств и др. О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заметим также, что заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями (по ст. 301, 305 УК РФ).

Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права определяются КоАПом аналогично УПК. Помимо органа, рассматривающего дело, это прежде всего нарушитель, без которого вообще не может быть дела. (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, — знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещен о месте и времени разбирательства и т. д.

Другой важнейший участник — потерпевший, которому действиями нарушителя причинен вред. К участию в производстве привлекаются и такие известные вам по УПК категории, как свидетели, эксперты, понятые, переводчики. Может участвовать и прокурор, но это случается лишь в особо сложных или значимых делах. Права и обязанности этих лиц также аналогичны их «тезкам» по УПК, но, естественно, применительно к КоАПу. Так, свидетель за дачу ложных показаний несет административную ответственность, но не уголовную, как свидетель в уголовном процессе. А это, как вы понимаете, совсем иное...

Предмет доказывания (т. е. то, что требуется доказывать), доказательства и оценка доказательств по КоАПу также аналогичны УПК.

Производство по делу об административном правонарушении, как и по уголовному, проходит несколько стадий: возбуждение дела, подготовка к разбирательству, разбирательство, вынесение и оглашение решения, исполнение. По некоторым сложным делам до разбирательства проводится административное расследование.

Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка. (Например, инспектор ГИБДД остановил пьяного водителя.) Поводом является и получение заявления или сообщения. При обнаружении нарушения должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела.

Учитывая значимость протокола для дела, закон подробно регламентирует его содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нарушителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объяснения нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.). Нарушителю и другим участникам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чем делается запись в протоколе. Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. (Учтите, что протокол служит основным документом при последующем разбирательстве дела. И если вас угораздит попасть в какую-либо неприятную ситуацию и протокол будет составляться в отношении вас, не спешите подписывать его, не глядя. Внимательно прочтите, все ли правильно записано. И если нет — не подписывайте, а еще лучше прямо на протоколе напишите свои возражения.) Протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).

При подготовке к рассмотрению дела должностное лицо обязано проверить законность и достаточность материалов. Назначается время и место рассмотрения, запрашиваются дополнительные материалы, вызываются свидетели и т. д. Но прежде всего проверяется законность протокола, и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то возвращается составителю.

Рассмотрение происходит, как правило, в том районе, где совершено правонарушение, а иногда, по просьбе нарушителя, по месту его жительства.

Порядок рассмотрения дел намного проще, чем по УПК, но также направлен на вынесение законного, обоснованного и справедливого постановления. На заседании объявляется, какое дело рассматривается, кто и на основании какого закона привлекается, проверяется явка, разъясняются права участникам, оглашается административный протокол, заслушиваются предполагаемый нарушитель, потерпевший, свидетели, исследуются доказательства и пр. Обязательно ведется протокол заседания. После окончания рассмотрения объявляется постановление. Оно бывает двух видов: 1) о назначении административного наказания и 2) о прекращении производства по делу.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд. Рассмотрение жалобы проводится аналогично рассмотрению в первой инстанции. Решение (постановление) по жалобе также можно обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий суд.

Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению. Например, если штраф не уплачивается в течение 30 дней добровольно, его взыскивают принудительно, путем вычетов из зарплаты либо за счет имущества нарушителя. Конфискованные вещи (например, партия незаконно ввезенных из-за рубежа сигарет) передаются в доход государства и т. д.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru