Учебник для 6 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 10. Духовные богатства общества и культурное наследие

  • Что такое духовные богатства общества?
  • Что является культурным наследием?

Главным результатом деятельности людей в области культуры является создание духовных богатств, которые отражают широту и многообразие духовной культуры народов данной страны.

Что составляет духовное богатство общества?

Духовным богатством являются традиции и обычаи, моральные нормы, религиозные заповеди, ритуалы и праздники, книги, произведения искусства, школьные учебники, университеты и школы, научные журналы и конференции и многое такое, без чего человеческая жизнь не имела бы смысла. Вот что такое духовное богатство человечества.

    Советуем запомнить!
    Духовное богатство — это всё наиболее важное и ценное, что человечество создало за долгую историю своего существования, результаты духовной деятельности человека.

Духовные богатства общества составляют культурное наследие страны, выраженное в материальных и нематериальных культурных ценностях.

    Советуем запомнить!
    Культурные ценности — ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, архитектура, скульптура и др.
    Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Например, народные частушки, стихи А.С. Пушкина и научные теории — это нематериальная часть духовного богатства. Монастырь, местный краеведческий музей или рукописи стихов А.С. Пушкина — примеры материальной части культурного наследия нашей страны.

Слово «ценности» играет при определении культурного наследия ключевую роль. Неудачное стихотворение или некрасивое здание мы вряд ли будем ценить. Они не составляют духовных ценностей. Но лишь то, что сделано ладно, красиво, что нас вдохновляет и возвышает нашу душу, относится к духовным или культурным ценностям.

Сохранение культурного наследия

Культурные ценности, составляющие культурное наследие, являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством.

Охраной культурного наследия в России занимается Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия — Росохранкультура. В стране уже долгие годы работает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Это добровольная общественная организация, благодаря деятельности которой были сохранены сотни архитектурных памятников, усадеб. Членом общества может стать любой человек или организация.

Особо ценные культурные объекты страны включаются в мировое культурное наследие — Всемирное наследие.

    Советуем запомнить!
    Всемирное наследие — выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.

Списки ценностей, являющихся Всемирным наследием, публикует ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО включают около тысячи памятников по всему миру Например, Московский Кремль и Красная площадь (Россия), Кентерберийский собор (Великобритания), исторический центр Рима (Италия), древний город Чичен-Ица (Мексика), Великая Китайская стена (Китай), пирамиды (Египет), статуя Свободы (США) и др.

Назовите культурные ценности, изображённые на фотографиях и вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В каких странах они находятся?

    Интересные факты
    В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 24 российских природных и культурных памятника:

    • Московский Кремль и Красная площадь;
    • исторический центр Санкт-Петербурга и прилегающие группы памятников;
    • архитектурный ансамбль Кижского погоста;
    • исторические памятники Новгорода и окрестностей;
    • историко-культурный комплекс Соловецких островов;
    • белокаменная архитектура Владимира и Суздаля;
    • ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиеве Посаде;
    • церковь Вознесения в Коломенском (Москва);
    • леса Коми;
    • озеро Байкал;
    • вулканы Камчатки;
    • Алтайские горы;
    • западный Кавказ;
    • архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря;
    • историко-архитектурный комплекс Казанского кремля;
    • Куршская коса;
    • центральный Сихотэ-Алинь;
    • исторический центр города Дербента;
    • Убсунурская котловина;
    • ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва);
    • природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»;
    • исторический центр города Ярославля;
    • геодезическая дуга Струве;
    • плато Путорана.

    Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества

    Известно, что новые идеи, произведения искусства, гениальные открытия создаются конкретными людьми. В нашей стране на ниве культуры трудится множество замечательных людей — настоящих энтузиастов, искренне и беззаветно преданных любимому делу. В их числе — деятели театрального искусства и кино, артисты, режиссёры, музыканты, художники, работники библиотек и музеев и др. Произведения выдающихся писателей-прозаиков, драматургов, поэтов могут оказывать влияние на общество не только в период их жизни, но продолжать влиять на души и умы миллионов людей в целом ряде поколений.

    Жизненный цикл любого произведения представляет собой длинный путь от вынашивания творческого замысла до его создания, опубликования.

    Например, создание книги — долгий процесс: написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, распространение (продажа), каталогизация (зачисление в каталоги библиотек, в справочную литературу), обретение популярности (или нет), цитирование, критика и т.д.

    Мало создать произведение, необходимо донести его до общества. До тех пор пока оно не выставлено для всеобщего обозрения (картина, скульптура), не издано (литература, наука), не исполнено (музыка), не поставлено (театр, кино), оно не станет частью культуры. И конечно, не всё созданное станет духовным богатством народа.

    Таковым оно станет лишь тогда, когда будет усвоено людьми — через семейное воспитание и домашнее чтение, школьные уроки и практические занятия, посещение театров, музеев, библиотек, лекториев, концертов, выставок и т.д. Мы усваиваем, обучаясь и воспитываясь, приобщаясь к прекрасному и доброму

    Государство регулирует и направляет процесс создания, распространения и восприятия культурных ценностей. Оно создаёт школы и университеты для образования молодёжи, научные институты и лаборатории для создания новых идей и технологий, библиотеки и музеи для хранения культурных ценностей и т.д.

    Почему библиотеки были нужны людям в разные эпохи? А вам нужна библиотека?

    Важную роль в сохранении и распространении духовного богатства играют библиотеки (от греческих слов biblion — книга и theke — хранилище). В современном обществе они стали массовым явлением.

      Дополнительное чтение
      Библиотеки возникли в глубокой древности. В середине VII века до н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурба-напала в Ниневии имелось большое собрание клинописных глиняных книг. В Древнем Египте существовали библиотеки при храмах. Но в Древнем мире наибольшую известность получила знаменитая Александрийская библиотека папирусных свитков.
      В средневековой Европе библиотеки создавались при крупных монастырях и соборах. В Древней Руси первая известная библиотека была основана в XI веке Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. При Петре I в XVIII веке возникают светские библиотеки, при Петербургской академии наук и Московском университете.

    Как вы считаете, в чём значение библиотек в истории человечества? Какие современные крупнейшие российские библиотеки вы можете назвать?

    Другим хранителем духовного богатства общества является музей (от греческого слова Mouseion — дом муз). Музеи осуществляют хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

      Дополнительное чтение
      Музеи появились ещё в Древнем Египте около 3500 лет назад. Своего расцвета они достигли в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты, хранились произведения искусства и предметы культа. В эпоху Возрождения многие купцы и аристократы собирали коллекции монет, печатей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, оружия. К этому времени относится создание одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции.

    Как вы считаете, в чём значение музеев в истории человечества? Какие музеи есть в вашем городе?

    История публичных (общественных) музеев в России берёт начало от Кунсткамеры, созданной Петром I в начале XVIII века.

    Сегодня в государственных музеях России находится на постоянном хранении 37 млн предметов, а посещаемость составляет около 80 млн человек ежегодно. Появились частные музеи.

      Подведем итоги
      Духовное богатство общества представляет собой результат длительного развития культуры конкретного народа. Оно включает материальные (музеи, дворцы, библиотеки) и нематериальные ценности (песни, идеи, теории).

      Основные термины и понятия
      Духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, Всемирное наследие.

    Проверьте свои знания

    1. Что является духовным богатством общества? Приведите конкретные примеры.
    2. Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его сохраняют?
    3. Приведите примеры российских памятников, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    4. Объясните, зачем нужны библиотеки и музеи.
    5. Существует ли культурное наследие семьи? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

    Практикум

    1. Подумайте, какие музеи вы хотели бы посетить. В каких музеях вы уже побывали? Составьте список.
    2. Выберите один из 24 российских памятников, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и подготовьте о нём устное сообщение.
    3. Подготовьте воображаемую экскурсию по вашему любимому музею: определите маршрут, выберите экспонаты, составьте сообщение о каждом. Оформите работу в виде компьютерной презентации.
    4. Напишите мини-сочинение на одну из тем: «Музей будущего», «Библиотека конца XXI века».

     

     

     

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru