Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 14. Бесценный дружеский союз

  • Что может быть дороже дружбы?
  • Чего для друга не жаль?
  • Почему важно уметь дружить?
  • Чем отличается мужская дружба от девичьей?

Дружба как межличностное отношение. Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает?

Не хватает, даже если сложились отношения в коллективе, если есть круг знакомых и приятелей, если существует взаимопонимание с родителями, братьями и сестрами? «В отличие от деловых отношений, основанных исключительно на общности занятий и соответствующем разделении обязанностей, дружба — отношение всецело личностное, которое само по себе является благом. В отличие от родства или товарищества, обусловленного принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности (от франц. solidarity — единодушие, общность интересов, активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям), дружба индивидуально-избирательна, добровольна, основана на взаимной симпатии. Дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь» — так оценивают дружбу ученые-психологи.

Благородное и требовательное, это чувство возникает на основе более простых отношений.

Что, например, связывает вас с другом? Вы сразу назовете совместную деятельность, принадлежность к одному коллективу. Скорее всего, вы и живете недалеко друг от друга. Значит, есть «пространственная близость», облегчающая регулярное общение. И обязательно укажете, сходны или различны вы как личности, что вас интересует, что волнует, что сближает. Иными словами, что вы нашли в друге: свое дополнение или сходство с собой? Качества, которых у вас нет?

Все это — предпосылки дружбы. Но к ним обязательно добавляются мотивы дружбы, без которых ее просто нет. Какие же мотивы для вас предпочтительны?

Прежде всего юношескую дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности. «Друг поможет», «друг не обманет» — убежден каждый.

Затем — внутренняя близость. «Друг — человек, который меня понимает», «друг — это тот, кто меня любит»,— говорите вы. Причем ученые проследили объективную, не зависящую от нас, закономерность: от седьмого к десятому классу значение второго мотива — внутренней духовной близости — возрастает. Возрастает и желание доверительности, внимания, сопереживания.

Ученый психолог и социолог И. С. Кон утверждает, что в юности психологическая близость с друзьями (включающая и меру понимания вас другом, и меру вашей собственной откровенности с ним) максимальна и превосходит все прочие отношения. От друга старшеклассник ждет оценок (себя как человека, как личности), близких к его самооценке, а иногда и превышающих ее. Это значит, что юношеская дружба нужна, необходима. Она поддерживает самоуважение личности.

Вместе с тем дружба одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Иногда предпочитают друга постарше. Обычно это человек, на которого хочется равняться, брать с него пример, а иногда и видеть в нем советчика и защитника.

Почему мы дорожим дружбой? Дружба с младшим по возрасту, если она есть, выявляет лучшие качества старшего друга, он чувствует себя взрослым и ответственным за младшего.

Мужская дружба, как принято считать, более сдержанна и сурова. Для нее важно взаимопонимание, основанное на общности взглядов, интересов. Девочки же хотят сходства в чувствах, в переживаниях, их очень интересуют оттенки в дружеских отношениях. В их дружбе сильнее эмоциональное начало.

Поэтому-то и виден всем различный рисунок дружбы у мальчиков и девочек, разное поведение друзей. Но это ничуть не влияет на крепость истинной дружбы.

Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой? Такой вопрос считается классическим для школьных диспутов. Сами мальчики и девочки, в большинстве своем, отвечают на него утвердительно («да, возможна»). Однако это ответ теоретический, ибо на практике две трети городских десятиклассников и свыше половины девятиклассниц вообще не имеют друзей «из другой половины».

Как-то в девятом классе одной московской школы провели анкетный опрос (анкетирование). Вопросы были такие: есть ли у тебя друзья? Если нет, то почему? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты хотел от друга? На что готов для друга?

Выяснилось: для друга готовы на все, даже на смерть. Требуют же от друга немногого: понимания. Немногого? Задумайтесь, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие.

От друга ждут верности — доверяют как самому себе. У друга ищут поддержки — помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью, он примет ее как свою. Друг поймет заветные мечты... Через друга стараются понять самого себя.

Может ли друг быть завистливым? А высокомерным? Или злобным и самовлюбленным? Также не соединяются со словом «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость.

Из опыта жизни люди знают, что подлинной основой дружбы является взаимная поддержка, взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдива и отважна.

Друг — это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ: готов ли он встретить друга? И не от того ли, что не все умеют поговорить с самими собой, сетуют подчас: «Не могу найти друга»? Или шлют взволнованные письма в редакции: «нет друзей», «одиноко»? Пишут, тревожатся: почему же с ними не дружат?

Разговор с самим собой должен быть решительным и нелицеприятным. Интересен ли я самому себе? Не скучно ли мне с собой? Умею ли я общаться с собой? Ведь именно с тем, что как бы собрано в человеке, выходит он к людям, только своими положительными человеческими качествами он может заслужить дружбу.

Бывает, встречается вам человек общительный, доброжелательный, внимательный. Он и советы дает, и слушает всех, и помощь обещает, и развеселит, и уговорит... А вот другом его назвать — душа не лежит. И только потому, что, общаясь с вами, принимая участие в ваших заботах, он в действительности занят только собой. Он вам не сочувствует по-настоящему — он чуток только к себе, слышит только себя.

Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Иначе и быть не может: друзья живут, воздействуя друг на друга, и каждый стремится быть нужным другому.

Обычно старшеклассники строго разграничивают друзей и просто приятелей. Вместе с тем не так уж редко за дружбу выдают привычку встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки, делиться впечатлениями. Хотя такие отношения и приятны, и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Бывает у каждого: хочется шума, шуток, веселья, споров — тогда идут к товарищам.

Но задумайтесь, есть ли у вас тяга всегда быть на людях, не побег ли это от самого себя? Это лишает человека неоценимого дара — услышать себя наедине с собой. А как это важно! Собственные мысли и чувства, подчас разные и противоречивые, анализ собственных поступков и побуждений, честная и свободная оценка самого себя многому научат. Умение понимать себя — залог умения понимать другого.

Потому-то, верно, и живет мнение, что друзья познаются в беде, в тяжелую минуту. Тогда-то и проявляется способность человека оценить случившееся чувствами, умом, болью друга...

Однако существует мнение, может быть, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность — сколько за ними высказанных и невысказанных обид, огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими связи.

Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расставаться с ними.

    Люди сильны друг другом.
    Что равнодушья мерзей?
    Люди сильны испугом
    Вдруг потерять друзей.
    В битвах и перед казнью
    Или на Млечном Пути
    Люди сильны боязнью
    В чем-то друзей подвести.

Так поэт Е. Евтушенко выразил отношение людей к ценности дружбы. Дружба проверяется временем...

Человек со временем становится более избирательным, сдержанным. Естественно, и дружба становится сдержаннее, строже, взыскательнее, ответственнее.

Взрослый яснее, чем юноша, осознает, что трудно найти другого, похожего на тебя как две капли воды в восприятии жизни, в отношении к миру, в оценках реальности. К тому же со временем появляются новые друзья. С одними из них связывают новые увлечения, с другими — общее дело, интересы, с третьими — духовные переживания.

Но старый друг всегда первый среди равных. Это надо помнить, особенно в юношеском возрасте, в молодые годы. Ведь в зрелом возрасте уже труднее завязывать близкие отношения, труднее и подарить, и завоевать глубокую привязанность. Не случайно говорят: «Старый друг лучше новых двух».

    Основные понятия

  • Дружба как межличностное отношение.

    Термины

  • Групповая солидарность.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие особенности отличают дружбу от других видов межличностных отношений?
  2. Почему именно в юности важно понимание друга?
  3. Почему подростки требовательны к друзьям? Ответ аргументируйте.
  4. Чем старый друг лучше новых двух? Какая истина заложена в приведенной народной мудрости?

Задания

  1. Выскажите ваше отношение к словам французского писателя А. Моруа: «Школьные товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».
  2. Подростки и взрослые (последние особенно часто) говорят о том, что у современной молодежи настоящей, глубокой дружбы не бывает, что она все больше вытесняется поверхностными и краткосрочными приятельскими отношениями, основанными главным образом на совместном времяпрепровождении.

    Каково ваше мнение по этому поводу?

    Попытайтесь сделать вывод из того факта, что жалобы на оскудение дружбы, которая раньше якобы была прочнее, глубже, раздавались и в XIX в., и в Средние века, и в Древней Греции, и в Египте XXIII—XXII вв. до н. э.

  3. Подумайте, права ли писательница Н. Долинина: «Когда-то я думала, Пущину повезло: благодаря великому поэту он вошел в историю. Теперь, прочитав письма, воспоминания, книги о декабристах, иногда думаю: это Пушкину повезло. Он встретил в жизни человека такой чистоты, такого душевного тепла и бескорыстия, как Пущин! И все-таки не просто повезло. Он сам выбрал этого человека среди остальных и сумел душевно заработать эту дружбу».
  4. Проведите в вашем классе анкетный опрос, подобный тому, о котором рассказано в разделе параграфа «Почему мы дорожим дружбой?». Предложите дополнительные вопросы для анкеты.
  5. Спросите у своих родителей о друзьях их юности: в каком возрасте (в каком классе) они подружились? Продолжается ли их дружба сейчас? Если да, то что изменилось в ней за прошедшие годы? Чем дороги вашим родителям друзья юности? Подумайте, какие выводы вы можете сделать для себя, для своей жизни?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru