Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 19. Человек в мире экономических отношений

  • Почему мы не всегда можем купить то, что хотим?
  • Что и для кого выгодно производить?
  • Как победить в конкурентной борьбе?
  • Рынок: зло или благо для общества?

Потребности и ресурсы: проблема выбора. В первой главе учебника вы познакомились с многообразными потребностями человека: материальными, социальными, духовными. Теперь попробуем вместе разобраться, что необходимо для их удовлетворения и как экономика участвует в этом.

Чтобы сшить костюм, нужна ткань. Чтобы построить дом, нужны материалы: дерево, цемент, техника. Чтобы произвести бензин для машины, нужна нефть. Все это называется ресурсами (от франц. ressourse — вспомогательное средство).

Ресурсы в экономике ограниченны, и примеры этому вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т. д. Изучая вопросы взаимодействия природы и человека, вы уже ознакомились с проблемой ограниченности природных ресурсов. Это определяет необходимость их бережного, умелого использования, разумной организации хозяйственной деятельности человека.

Ограниченность тех или иных ресурсов заставляет выбирать варианты их использования. Например, об ограниченности денежных ресурсов вы, вероятно, вспоминаете каждый раз, когда отправляетесь в магазин. Вы хотели бы купить и новый магнитофон, и новую куртку, но можете позволить себе приобрести что-то одно. Возможно, пройдясь по магазинам, вы сможете купить менее модную куртку и дешевый магнитофон, но в этом случае вы жертвуете качеством в обмен на возможность приобрести обе вещи.

Каждый человек решает проблему экономического выбора по-своему, но, как правило, стремится поступать рационально (от лат. ratio — разум; rationis — мера, расчет), т. е. разумно, расчетливо. В экономике это предполагает выбор варианта, который кажется человеку наилучшим, приносит ему больше выгоды по сравнению с затратами.

Итак, человеческие потребности всегда превосходят имеющиеся возможности. Это противоречие рождает сложную проблему выбора. На что истратить имеющиеся ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? Проблема распределения ограниченных ресурсов — основная проблема экономики.

Факторы производства. Чтобы жить и удовлетворять свои потребности, нам нужна экономическая деятельность, позволяющая превращать ресурсы в экономические блага, т. е. предметы, удовлетворяющие ту или иную потребность человека (продукты питания, одежду, автомобиль, книги и др.). Для производства благ необходимо соединение природы, человека, техники.

Основные группы ресурсов, используемых в процессе производства, называются факторами производства (от лат. factor — делающий, производящий; фактор — это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты). К ним относят землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Во второй половине XX в. стал очевиден еще один источник богатства — информация. «Тот, кто владеет информацией, владеет миром». Отсюда повышенное внимание в настоящее время к этому ресурсу.

Земля — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных объектов), полезные ископаемые, леса, вода и воздух, растительный и животный мир природы.

Труд — это участвующая в производстве рабочая сила, так называемый «человеческий капитал»: способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников.

Капитал как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование.

Предпринимательские способности — это фактор, связывающий воедино остальные факторы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большее количество продуктов и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий, подходов) и готовности к риску при организации нового дела.

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — ресурс, используемый в экономических процессах. Как продукт мыслительной деятельности информация — это прежде всего знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процесса анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д. Информация настолько важный в современном обществе, переживающем информационную революцию, ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

Главные вопросы экономики. Ограниченность экономических ресурсов на планете и необходимость решения человеком проблемы их распределения рождает три главных вопроса экономики: что, как и для кого производить.

Что надо производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителю. Как производить, т. е. какими способами получить необходимый результат. Для кого следует производить эти товары и услуги, т. е. кто сможет их приобрести.

Ответы на эти вопросы во все времена пытались найти и каждый производитель, и общество в целом.

При натуральном хозяйстве люди могли жить независимо друг от друга. При разделении труда стал необходим обмен продуктами между производителями. Кто же станет специализироваться на производстве, например, глиняной посуды, будучи не очень уверен в том, что ее удастся обменять на одежду, продукты питания и другие необходимые блага. Такая зависимость между производителями требует согласования их деятельности. А способ регулирования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой.

Выделяют следующие типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная. Их отличают разные подходы к решению основных вопросов экономики: что, как и для кого производить. Так, в традиционной экономике эти проблемы решаются на основе обычаев и традиций (все делать так, как раньше), в централизованной — с помощью плана, устанавливаемого государством, а в рыночной — на основе личных интересов свободных производителей, стремящихся изготавливать товары, пользующиеся спросом на рынке и приносящие им прибыль.

Продукт, произведенный свободным производителем для обмена, называется товаром. Вспомните, что для обмена в разные времена использовался особый товар-посредник: скот, шкуры зверей, соль, даже морские раковины. Это были первые, так называемые товарные деньги.

Деньги — это товар, посредством которого измеряется ценность других товаров, оплачивается покупка, постепенно роль денег стали выполнять драгоценные металлы: золото и серебро. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые центральным банком каждого государства.

Обмен товаров на другие товары или деньги происходит на рынке (рынок не как место для обмена и заключения торговых сделок, а в научном значении слова). В экономическом смысле рынок — это система экономических отношений, связанных с обменом, совокупность условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.

Экономическая система, в которой решение вопроса о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке и называется рыночной экономикой. Рассмотрим на ее примере, как отдельные производители решают главные вопросы экономики.

«Невидимая рука» рынка. Рынок как общий принцип организации экономической жизни страны имеет следующие характерные черты: свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулируемый выгодой от сделки; реальная материальная ответственность участников рыночного обмена (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими); конкуренция между производителями (продавцами) товаров и услуг за потребителей (покупателей) их продукции. Поскольку конкуренция играет очень важную роль в рыночной экономике, остановимся на ней подробнее.

Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле. Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований — преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово «конкурс» — состязание, соперничество за достижение определенных преимуществ. Вспомните, конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг существовала уже С первых шагов развития товарного производства. Каждый производитель стремился быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике продавцы товаров и услуг конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они снижают цены, улучшают качество товаров.

Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления.

Несмотря на то что производитель решает главные вопросы экономики на свой страх и риск, т. е. свободно и самостоятельно, в обществе не воцаряется хаос и анархия. Почему? Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе — диктатуре цен.

Чтобы понять, как цены на рынке подсказывают производителю, что, как и для кого производить, познакомимся с понятиями «спрос» и «предложение».

Спрос — это желание и возможности потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса — потребности, но ограниченные платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

Предложение — это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.

Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием, а цену, по которой заключается реальная сделка,— равновесной ценой. Равновесная цена не просто условие продажи товара, она становится важным ориентиром для производителей, подсказывая им, что и при каких ценах может быть куплено на рынке и что, следовательно, можно производить.

Цена, определяемая спросом на товар, не единственный сигнал для производителя в выборе того, что производить. Другим сигналом служит выгодность товара. Он выбирает для выпуска те товары, по которым превышение выручки над затратами на его производство, называемое прибылью, будет наибольшим.

Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю.

Благодаря этому все люди (а значит, и все общество) достигают наилучшего для себя результата, ресурсы общества распределяются наиболее рационально. Положение, когда все участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех по мере того, как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, великий английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе товар производителя может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желания отдельных производителей на общее благо.

Посмотрим, как взаимодействие спроса и предложения помогает ответить на вопрос, как производить, какие технологии и способы производства применять. Чтобы получить большую прибыль, производителю необходимо снизить затраты на производство, поэтому он вводит режим экономии, внедряет новую технику.

Наконец, рынок отвечает на вопрос, для кого производить или как распределяются товары и услуги. Они распределяются рынком между желающими их купить на единственной основе — наличие денег на покупку. А если товаров не хватает, то их получает тот, кто может больше заплатить. Именно его предпочтут производители в стремлении получить наибольшую выгоду.

    Основные понятия

  • Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение.

    Термины

  • Экономические блага, ресурсы, равновесная цена, деньги.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
  2. Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?
  3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? В чем состоит принцип «невидимой руки» рынка?
  4. Каковы характерные черты рыночной экономики?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете следующее высказывание Дж. Бернарда Шоу: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
  2. Докажите, что ограниченность ресурсов является основной проблемой любого общества, страны.
  3. Объясните, как рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов. В чем состоит принцип «невидимой руки» рынка?
  4. Укажите признаки рыночной экономики. Найдите один неправильный ответ:
    1. конкуренция производителей;
    2. свободное ценообразование;
    3. централизованное установление цен государством;
    4. самостоятельность производителей.
  5. Большая часть человечества отдает предпочтение рыночному способу хозяйствования. Попробуйте найти аргументы в пользу этого выбора.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru