|
|
Учебник для 8-9 классов ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 2. Что человеку нужно?
Нужду человека в чем-либо можно назвать потребностью. Значит, можно поставить вопрос по-иному: каковы потребности человека?
Вдумаемся в воображаемый разговор вашего сверстника со старшим товарищем: — Можно ли ответить на вопрос, что человеку нужно? Ведь у каждого есть свои желания. Одному нужна интересная книга, другому — магнитофон, третьему — компьютер... — Да, но почему ни у кого нет потребности, например, получить в подарок каменный топор? — А кому он сейчас нужен? — Вот именно. Представим себе первобытного человека. Как ты думаешь, обрадовался бы он такому подарку? — Еще бы! Этот предмет был в числе самых необходимых в его жизни! А изготовить его было очень трудно. — А могла ли у первобытного человека возникнуть потребность в магнитофоне, компьютере? — Конечно, нет! Он и представить себе не мог такие вещи. — Значит, мы должны сделать важнейший вывод: потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена. Напротив, они меняются с течением времени, даже в пределах того или иного исторического периода, не говоря уже об исторической эпохе. И еще: потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства. — А у современного человека есть потребность иметь множество различных вещей? — Есть, конечно. Но важно понять основное: зачем человеку эти вещи? Если книги нужны, чтобы похвалиться перед гостями наличием в доме редких изданий,— это одно. А если для того, чтобы читать,— это другое. Одно дело, когда человек выбирает себе костюм, чтобы его внешний вид был приятен окружающим, и совсем другое, когда он действует по правилу «все носят такие костюмы». Значит, мы должны выяснить, какие потребности рождает желание иметь какую-то вещь: потребность в знаниях или потребность в прекрасном, потребность любым способом выделиться из массы других людей или потребность быть «как все». Нельзя говорить только о материальных нуждах, о потребности в вещах. Конечно, человеку необходимы пища, жилище, одежда, обувь. Но и эти физические, или первичные, потребности очеловечены: человек вряд ли будет рвать зубами сырое мясо, он воспользуется ножом и вилкой; он не станет пить из лужи; ему нужны не только стены и крыша, защищающие от холода и непогоды, но и определенные удобства. Кроме материальных потребностей, есть и возникающие только в обществе социальные потребности: в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании и др. Среди социальных потребностей особо выделяются разнообразные духовные потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного. У многих людей есть важнейшая потребность здорового человека: потребность в труде. — А можно ли считать ее потребностью? Просто люди работают, чтобы получить средства для приобретения пищи, одежды... Некоторые с удовольствием не работали бы. — Да, для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без собого желания. Но есть и другие люди, для которых труд — радость, источник удовлетворения, способ раскрыть свои возможности. И конечно, следовало бы удовлетворять материальные потребности разных людей в соответствии с количеством и качеством их труда. Кто больше и лучше работает, чей труд более сложный и тяжелый, тот и должен иметь большие возможности для удовлетворения других своих потребностей. Однако для этого необходим соответствующий уровень развития экономики. — Но ведь может так получиться, что тот, у кого самые большие потребности, имеет меньше возможностей для их удовлетворения, чем другой, имеющий очень ограниченные потребности. — Пока иначе быть не может. Но тут мы подошли к важному вопросу. Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина: сначала старухе понадобилось новое корыто, затем изба, далее она пожелала стать столбовою дворянкой, потом потребовала, чтобы золотая рыбка сделала ее царицей, а когда все это она получила, захотела стать владычицей морской, у которой золотая рыбка служила бы на посылках. Некоторые люди подобны этой старухе: для них существует лишь слово «хочу!». А думающие люди поняли, что потребности должны быть разумными. — А что это означает? — Ну, во-первых, разумные потребности связаны с пониманием того, что возможности удовлетворения всех человеческих потребностей ограничены имеющимися природными ресурсами. Так, разумно требование, чтобы каждый человек мог по вкусу приобрести удобную и красивую одежду. Но нелепо требовать, чтобы каждому дали возможность иметь шубу из соболиного меха,— соболей столько на Земле нет, и возможности их разведения ограничены. Во-вторых, разумной является потребность иметь нормальные условия жизнедеятельности. Например, обеспечить гигиенические условия на производстве или иметь для семьи отдельную квартиру. В-третьих, эти потребности не должен противоречить нравственным нормам общества, причинять неудобства другим людям. Потребность человека слушать музыку вполне разумна, но при условии, если он не заставляет ее слушать тех, кто в это время нуждается в покое и отдыхе. В-четвертых, и это главное, разумны те потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: способности трудиться, тяги к знаниям, стремления к прекрасному, желания приносить людям добро. Если потребности в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы, то потребности человека в знаниях, в творческой деятельности, в красоте беспредельны. — У некоторых людей есть потребность в курении... — А это уже ложная потребность: организм человека не нуждается в табачном дыме, напротив, курение наносит лишь вред курящему и окружающим людям. Хотя у курящих вырабатывается привычка, которая создает ощущение нужды в сигарете. На деле, повторяю, это лжепотребность. — А если у человека нет ложных потребностей, значит ли это, что человеку нужно немногое? — Это зависит от его ценностных ориентаций. — Речь идет о ценных вещах, деньгах, золоте? — Нет, не об этом. У каждого человека есть собственные жизненные ориентиры. По ним он сверяет свою жизнь, как путник, который постоянно держит в поле зрения ориентиры на местности, чтобы не заблудиться. Когда говорят о ценностных ориентирах, имеют в виду вопрос: что в окружающей жизни, в поведении других людей человек считает особенно важным, значимым, предпочтительным для себя? Например, одного человека привлекает в людях ум, другого — физическая сила. Один предпочитает книги детективного жанра, другой — «про любовь». Значит, ценностные ориентиры и потребности человека десно связаны между собой. Человек идет в гости к знакомым: что для него наиболее значимо — вкусное угощение или содержание беседы? Многочасовая игра в карты или просмотр репродукций картин? Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека. Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если его привлекают знания и творчество, то у него формируются различные духовные потребности, которые делают жизнь наполненной, интересной. Подумайте над следующими словами общественного деятеля и публициста начала XX в. А. В. Луначарского: «Разве человек живет для того... чтобы каждый день надевать брюки, среди дня съедать кусок мяса, а вечером ложиться в постель? Нет. Все это только средство для того, чтобы добиться счастливой жизни. Человек живет не ради этих средств. Ему надо одеваться, питаться, отдыхать и работать для того, чтобы развертывать свои познания, развивать чувства, ощущения, чтобы узнать счастье, быть счастливым и дать это счастье другим».
Основные понятия
Термины Вопросы для самопроверки
Задания
|
|
|