Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 35. Гражданин - человек свободный и ответственный

  • Почему гражданин — имя ответственное?
  • Как открывалась эпоха прав человека?
  • Что значит быть свободным?
  • Какое звание самое почетное среди людей?

Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. Во-первых, гражданин — это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Скажем, гражданин России, гражданин Франции и т. д. Во-вторых, начиная с античных времен (Древней Греции, Рима) и до наших дней оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

Гражданин — человек, имеющий права. В Древней Греции быть гражданином считалось возможностью редкой и почетной, гражданином называли не каждого свободного человека, не говоря уже о рабах. В Афинском государстве гражданами были только мужчины — коренные жители Аттики (область на юго-востоке Средней Греции). Гражданин обладал важными правами как в личной (мог иметь землю, дом), так и в политической жизни (мог обращаться в суд, участвовать в народном собрании, занимать государственную должность). Но были у граждан и серьезные обязанности: прежде всего строго соблюдать законы и защищать Отечество.

В Римской империи постепенно все представители свободного населения получили права римского гражданина. Римские юристы (по латыни juris значит «право», юрист — человек, изучающий право, правовед) понимали, что свобода гражданина определяется его правами: чем большим количеством прав пользуется гражданин, тем он свободнее.

Права римских граждан были четко разработаны. Все права разделили на две группы: публичные, т. е. общественные, и частные, которые приносили «пользу отдельному лицу», как определял их один знаменитый римский юрист. К публичным отнесли прежде всего политические права: право голоса в народном собрании и право занимать государственную должность. Сюда же включили и право нести военную службу. Частные права закрепляли право граждан на недвижимую собственность и землю, а также право на брак с римской гражданкой. Если гражданин пользовался всеми правами, он был полноправным гражданином. А если у него были только частные права и не было публичных (например, у вольноотпущенного раба или жителя римской колонии), то такой человек считался неполноправным гражданином. Неполноправным мог стать и римский гражданин, если суд лишал его публичных прав за какой-либо поступок, опозоривший честь гражданина. Как видите, звание гражданина со времен классической древности было связано не только с правами, но и с ответственностью за свои поступки и за судьбу государства.

В Средние века, при феодальном строе, многие свободные люди, особенно крестьяне, попали в жесткую крепостную зависимость. Феодальное государство абсолютно подавляло человека, господствовало над личностью. Звание гражданина померкло и употреблялось редко.

Открытие эпохи прав человека. Буржуазные революции X!VII — XIX вв., заложившие фундамент нового, демократического строя, возродили гордое и красивое понятие «гражданин».

В тот период были созданы знаменитые документы, которые как бы заново открыли историю прав человека. Среди них — Конституция США (1787) — первая в истории человечества писаная конституция (напомним: «конституция» означает установление, основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую, т. е. правовую, силу и требующий неукоснительного соблюдения), где были изложены новые демократические принципы организации государственной власти. Несколько раньше была провозглашена американская Декларация независимости (1776). Ученые считают ее первой в истории декларацией (декларация — заявление, объявление) прав человека. Наконец, в 1789 г., во время Великой французской революции, провозглашается Декларация прав человека и гражданина, обобщившая наиболее передовые достижения юридической и политической мысли своего времени.

Основой этих документов стали гуманистические идеи эпохи Возрождения, о которых вы знаете из истории. Главная мысль документов — обеспечить защиту жизни и свобод человека путем провозглашения его естественных прав. Что это значит?

Авторы деклараций стояли на позициях теории естественного происхождения прав человека, исходили из нее.

Согласно этой теории, как вы помните, права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.

В связи с таким подходом к вопросу о правах человека авторы названных выше документов поставили и определенные цели перед государственной властью. Цель государства, утверждали они,— обеспечить естественные права человека. А права человека — это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению — именно так и было записано во французской Декларации прав человека и гражданина.

Естественно, что авторы документов должны были объяснить, как они понимают, что такое свобода. Ответ был замечательным по своей краткости и выразительности: свобода состоит в праве человека делать все, что не вредит другому человеку. Все, что не запрещено законом, дозволено. Только закон должен устанавливать необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как по закону.

Если вдуматься, мы встречаем знакомую мысль: человек, гражданин имеет права, но и несет ответственность за свои поступки, ответственность перед законом, т. е. правовую ответственность.

Завершая краткое знакомство с документами, открывшими эпоху прав человека, отметим еще одну замечательную мысль. Авторы утверждали, что единственной причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является забвение прав человека. Поэтому, считали они, должны быть созданы специальные документы, которые будут постоянно напоминать всем — и гражданам, и аппарату власти — о правах человека, будут служить образцом права и способствовать всеобщему счастью. Такие документы были созданы в XX в. (о них мы еще будем говорить).

Великий гражданин России. Разговор о гражданине хотелось бы продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей XX в.— об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Он родился в 1921 г., а умер 14 декабря 1989 г.

Сейчас Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.

Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от правительства СССР, даже звание Героя Социалистического Труда ему присваивали трижды.

Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире — Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным.

Изучение жизни Сахарова, его книг, выступлений, а также воспоминания тех, кто близко знал Андрея Дмитриевича, убеждают в том, что главной чертой его личности была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А. Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

Он, конечно, был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно. Патриотизм Сахарова был высокодуховным чувством. Процветание Родины он мыслил как счастливую, полную смысла жизнь, свободу материальную и духовную, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.

Это подлинные слова Сахарова, он написал их в конце жизни в своем проекте новой Конституции нашей страны. Они стали как бы его духовным завещанием, в них сконцентрированы главные идеи его мировоззрения, т. е. мысли, представления о жизни, о мире. Советуем подумать над ними. Родина для Сахарова — это прежде всего люди, граждане. А цель всего народа — счастливая и свободная жизнь. Но, заметьте: счастье он не сводил только к материальному обеспечению, хотя оно, конечно, является обязательным условием свободной жизни. Сахаров считал, что жизнь гражданина должна быть наполнена смыслом, духовно богатой, а также безопасной. И не только для граждан нашей страны, но и для всех — всех! — людей на Земле, независимо от происхождения, национальности и положения в обществе. Вот при этих условиях гражданин может стать свободным и счастливым.

Можно сказать, что высокие чувства гуманности и патриотизма Сахарова сочетались со столь же высоким чувством ответственности. Он первым поднял свой голос против ввода советских войск в Афганистан: «Как гражданин... я чувствую ответственность за происходящие трагические события».

Обратите внимание: слово «гражданин» Сахаров поставил рядом со словом «ответственность». А ответственный человек способен сознательно, мужественно выполнять свой моральный долг. Притом действует он не вслепую, а хорошо понимает все возможные последствия своих поступков. Но он готов к ответу за них.

В 60-х гг. XX в. А. Д. Сахаров решительно встал в ряды борцов за мир, прогресс и права человека. Позже правозащитников назвали диссидентами, т. е. инакомыслящими (хотя Андрей Дмитриевич говорил, что ему больше по душе старинное слово «вольномыслящие»). В 1970 г. вместе с группой единомышленников он основал Комитет прав человека. Такой организации, защищающей права человека, в СССР не было никогда. Члены комитета своей задачей поставили защиту людей, которых власти несправедливо преследовали за убеждения, т. е. за то, что люди осмелились мыслить самостоятельно, свободно. Подобной дерзости власти, конечно, не могли простить. И на членов комитета обрушились репрессии (наказания): многих лишили работы, бросили в тюрьмы, выгнали из страны. Сахарова отправили в ссылку на долгие семь лет...

Почему же он проявил такую гражданскую активность? Что было внутренним двигателем его поступков? Ответ мы находим у самого Сахарова: «Я почувствовал свою большую ответственность перед обществом».

В результате долгих и мучительных размышлений он пришел к выводу, что СССР стал тоталитарной империей (вспомните, что такое тоталитаризм), в которой совершенно бесконтрольно правит единственная партия КПСС.

По мнению Сахарова, СССР достиг огромной военной мощи, мог уничтожить весь мир, держал в страхе все человечество. Но как ученый Сахаров отлично понимал, что вся эта гигантская мощь досталась народу ценой страшных жертв и лишений, перенапряжения всех сил. И он не побоялся открыто, перед всем миром заявить, что уровень жизни советских людей, за исключением узкой группы партийных и военных начальников, крайне низок, а уровень свободы граждан СССР даже ниже, чем в других социалистических странах (теперь уже бывших социалистических). В СССР, утверждал Сахаров, нарушаются права человека, очень не хватает свободы убеждений, свободы печати, свободы информации, свободы передвижения, свободы выбора места работы и жительства. С болью в сердце он говорил, что многие тысячи советских людей преследуются властями за убеждения — за религиозные верования, за чтение нежелательной властям литературы, за стремление к гласности, правдивой информации. Выступающих за свободу бросают в тюрьмы, лагеря, «психушки» (специальные больницы-тюрьмы для якобы психически больных), изгоняют из страны.

Ныне тот период в истории СССР, о котором говорил Сахаров,— 70-е — начало 80-х гг. XX в. — называют периодом застоя. А ведь именно Сахаров одним из первых предупреждал, что в СССР начался застой и упадок. Он считал, что причины застоя кроются прежде всего в отсутствии духовной свободы. Без свободы мысли, духа ни одно общество не может нормально развиваться, оно загнивает, разлагается и идет к полному разрушению.

Но не подумайте, что Сахаров только критиковал. Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. «Главное,— утверждал Сахаров,— это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека».

Но, призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию — экстремизм был ему глубоко чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубинкой, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции — вот его основная конструктивная, созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.

Известна такая древняя пословица: «Нет пророка в своем отечестве». Пророк — это мудрец, призывающий своих современников не забывать о моральных ценностях ради будущего, которое он умеет предсказывать. Пророков плохо понимали во все времена. Их «побивали камнями» — обижали, преследовали, гнали. Вспомните трагическую судьбу Сократа, убитого своими же согражданами-афинянами. Родина Сахарова, увы, не сделала для него исключения: его объявили пособником западных реакционеров, преследовали, лишили честно заслуженных наград, оскорбляли, угрожали.

Но Великий Гражданин не дрогнул. Он знал, что его ждут тяжелые испытания, и ничего не боялся. Мужество тоже было яркой чертой его личности. Порой он почти в полном одиночестве защищал права и свободы граждан. Наше с вами будущее.

Чему же учит трудная, но прекрасная, судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова? У каждого из вас может быть свой ответ.

Мы полагаем, что судьба Сахарова дает веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается, и один человек может выстоять в противоборстве со злом.

Благодаря подвигу жизни Сахарова мы можем сказать: даже один гражданин в поле — воин!

    Основные понятия

  • Гражданин, право, права человека, ответственность, конституция.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные идеи документов, «открывших» историю прав человека, суть позиций, на которых стояли авторы документов. Какие цели они ставили перед государством? Как понимали, что такое свобода? Докажите, что ничего общего со вседозволенностью в таком подходе нет. Какие черты остаются типичными для гражданина на протяжении веков?
  2. В чем суть учения о естественном праве? Чему противостоит это учение? Докажите, что оно имеет глубоко гуманистический характер.
  3. Назовите основные черты личности Андрея Дмитриевича Сахарова. Что вы раньше знали о Сахарове? Какие черты его личности оказались для вас неожиданными?
  4. Каковы основные созидательные идеи Сахарова о преобразовании нашего общества?
  5. Выскажите ваше мнение: чему учит судьба академика Сахарова?

Задания

  1. Немецкий ученый Вильгельм Швебель писал, что в демократическом обществе даже безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или покупателя.

    Раскройте смысл этого высказывания. Почему гражданин демократического общества становится опасным? Для кого? Объясните.

  2. Один ученик написал: «Граждане первобытного общества подчинялись обычаям, которые передавались из рода в род». Докажите, что в этой фразе есть ошибочная мысль.
  3. Известный ученый, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев одним из первых назвал Сахарова пророком. Если вы согласны с этим мнением, постарайтесь объяснить, почему Сахарова можно считать пророком.
  4. Имя Сахарова пользуется огромным авторитетом во всем мире. Существует много общественных организаций, названных его именем. В начале 1992 г. в Лос-Анджелесе (США) одна такая организация учредила Международную премию Сахарова в размере 100 тыс. долларов за выдающиеся достижения в области...

    Подумайте: за какие достижения будет присуждаться Премия имени Сахарова? Какую цель может преследовать организация, учредившая премию?

  5. Вы уже много узнали о замечательном, гордом понятии «гражданин». Предлагаем вам самим дать обобщенный портрет гражданина: определить сущность, главные, по вашему мнению, черты.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru