Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 39. Труд и трудовое право

  • Характеризует ли человека его отношение к труду?
  • Как поступить на работу?
  • Существуют ли льготы для тех, кто совмещает работу с учебой?

К числу важнейших областей жизни, которые регулируются правовыми и нравственными нормами, относится труд.

Труд и трудовые отношения. О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. Не только их происхождение связано с трудом, но и современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда. В пословицах и других формах фольклора народ выразил свое уважение к труду и осуждение праздности.

Многие отрицательные качества личности народная мудрость объясняет нежеланием трудиться, склонностью к безделью. «Лень — мать всех пороков» — эта пословица пришла к нам из другой страны. А вот и наши: «Без дела жить — небо коптить», «Ленивый — к обеду, ретивый — к работе», «Лень мужика не кормит». (Какие еще пословицы своего народа на эту тему вы знаете?)

Трудолюбие — моральное качество, характеризующее расположение личности к своей трудовой деятельности. Это значит, что человек работает с желанием, добросовестно, старательно. Такое отношение к труду проявляется в количестве и качестве результатов труда, в материальных и духовных благах, которые созданы трудом. Трудолюбие проявляется в трудовой активности, в усердии работника.

Трудолюбию противостоит тунеядство — отрицательное моральное качество, характеризующее праздность, отвращение и пренебрежение к труду. Мыслители всех времен осуждали праздность и лень. В Посланиях Апостолов сказано: «Если кто не хочет трудиться, тот да не ест». А. П. Чехов писал, что без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Иногда спорят: какой труд важнее — умственный или физический? Сторонники первой точки зрения говорят, что, если бы люди не думали, не изучали окружающий мир, не изобретали новое, человечество так и осталось бы в первобытном состоянии. Их оппоненты (противники в споре) утверждают: если бы не человеческие руки и созданные ими орудия, не было бы жилищ и заводов, железных дорог и возделанных полей. А мы ответим на этот вопрос так: каждый из этих видов труда важен, а еще лучше, когда труд одновременно является и физическим, и умственным. Приведем слова академика И. П. Павлова: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками». Можете ли вы дать примеры такого труда?

Право на труд относится к основным правам и свободам человека. В Конституции Российской Федерации указано: «Труд свободен... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд... а также право на защиту от безработицы». (Обратитесь к тексту этого документа: какие еще права человека связаны с правом на труд?) Право на труд — это и международный закон, закрепленный в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В нем указано также и право каждого человека на получение возможности зарабатывать на жизнь своим трудом, право на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей.

В предыдущих параграфах уже говорилось о труде в быту, о распределении трудовых функций в семье. Но основная трудовая деятельность большинства людей в нашей стране — это работа на предприятиях и учреждениях, которые могут быть основаны на частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций (это индивидуальные, семейные, коллективные предприятия и учреждения, а также предприятия кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных товариществ, общественных организаций, государственные, коммунальные).

Трудовые отношения работника с предприятием и учреждением регулируются законодательством о труде. Это соответствующие статьи Конституции РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации (2002) и др.

Закон закрепляет исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Среди трудоспособных граждан закон выделяет занятых граждан и безработных. Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработки (трудовой доход). К занятым относятся граждане:

  • работающие по найму, а также имеющие иную оплачиваемую работу;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели; лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.

Лица, временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, повышением квалификации, забастовкой или иными причинами, из числа занятых не исключаются. К занятым относят также тех трудоспособных граждан, которые учатся в общеобразовательных школах, профтехучилищах, очных отделениях высших, средних специальных и иных учебных заведениях.

Безработными закон признает лишь тех не имеющих работы и заработка трудоспособных граждан, которые зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Безработный получает пособие по безработице.

Безработным не считается гражданин, не обратившийся в службу занятости, а также отказавшийся в течение 10 дней со дня обращения от двух предложенных ему вариантов подходящей работы, или, если он не имеет профессии, дважды отказывается от получения профессиональной подготовки.

Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Неподходящей считается работа, требующая перемены места жительства без согласия гражданина, на которой условия труда не соответствуют правилам охраны труда; где средний заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы. Не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16-летнего возраста. Однако полное право устроиться на работу имеет человек с 15 лет. На легкую работу, не мешающую учебе, с согласия одного из родителей может быть принят и подросток с 14 лет. Для несовершеннолетних (т. е. не достигших 18 лет) законом установлены некоторые льготы (более короткий рабочий день, более продолжительный отпуск, пониженные нормы поднятия тяжестей и т. п.).

Согласно закону, граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или бесплатное посредничество службы занятости. К числу работодателей относятся физические либо юридические лица: предприятия, учреждения, организации; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане и индивидуальные предприниматели, имеющие право принимать на работу по трудовому договору.

Когда вам исполнится 16 лет, согласно закону, вы можете поступить на работу. Вы обращаетесь в отдел кадров избранного вами предприятия или учреждения. Если имеются свободные рабочие места, а вы профессионально подготовлены, есть шанс быть принятым. Возможно, нужны работники без профессиональной квалификации для выполнения наиболее простых видов труда, которые дают небольшой заработок. Конечно, лучше поступать на работу после окончания профессионального училища или курсов, дающих необходимую подготовку.

Если вы «подходите» друг другу, между вами и предприятием заключается трудовой договор. В нем определяются взаимные права и обязанности. Поступающий на предприятие обязуется выполнять работу по определенной специальности, в соответствии с квалификацией или должностью, подчиняться внутреннему трудовому распорядку. Работодатель обязуется выплачивать трудящемуся зарплату, обеспечивать необходимые условия труда. Трудовой договор — это добровольное соглашение, означающее, что обе стороны сделали свободный выбор, что предприятию подходит ваша квалификация, а вам — условия, которые предложило предприятие.

При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка — документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно будет предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход с одного предприятия на другое.

Можно ли сменить место работы, если вас привлекает труд на другом предприятии, более интересный, лучше оплачиваемый, с лучшими условиями труда, а также в связи с переездом или иными причинами? Закон не выдвигает каких-либо ограничений. Нужно лишь письменно (личным заявлением) предупредить работодателя за две недели. После этого трудовой договор расторгается.

Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе работодателя. Например, если выяснилось, что вы не соответствуете занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то это может быть основанием для увольнения.

Другими основаниями могут быть неоднократное неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений. Закон четко определяет и другие возможные причины увольнения работника.

Есть немало людей, проработавших большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.

Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнерства. Работники и работодатели через своих представителей заключают коллективный договор регулирующий социально-правовые отношения в организации.

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют профессиональные союзы.

Важным условием нормальной работы является дисциплина труда. Ее соблюдение — обязанность работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.

Речь идет не только о современной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания. За причиненный ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (т. е. обязаны возместить ущерб).

Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учебой (сокращение продолжительности рабочего дня, дополнительные отпуска). Пользуясь льготами, вы сможете получить дополнительное образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работу.

    Основные понятия

  • Труд, трудовые отношения, трудовой договор, коллективный договор, дисциплина труда.

    Термины

  • Тунеядство, трудовая книжка, социальное партнерство, профессиональные союзы.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему трудолюбие ценится как положительное качество, а тунеядство рассматривается как отрицательное?
  2. Согласны ли вы, что ценен и физический, и умственный труд? Аргументируйте свой ответ.
  3. Что означает право на труд?
  4. Кого закон признает безработным?
  5. Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?
  6. Что такое трудовая книжка?
  7. В каких случаях действие трудового договора прекращается?
  8. В чем значение дисциплины труда?
  9. Какую ответственность несет нарушитель трудовой дисциплины?
  10. Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учебой?

Задания

  1. При изучении в одном из гуманитарных классов параграфа о труде ученик выразил недоумение по поводу пословиц, приведенных в учебном тексте. Он говорил: «Есть и другие пословицы, которые отражают совсем другое отношение к труду: «Всех робот не переработаешь», «Дело не медведь, в лес не уйдет», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов праведных не нажить палат каменных». Значит, отношение к труду в народе не всегда положительное». Объясните, о чем говорят приведенные учеником пословицы и чем объяснить их существование. Сделайте вывод из обнаруженного противоречия. Какая из приведенных пословиц лучше других выражает ваше собственное отношение к труду?
  2. В Трудовом кодексе РФ, в частности, записано, что трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем в случае появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Такая же мера может быть применена к работнику в случае прогула без уважительных причин, к которому относится и отсутствие на работе в течение четырех часов подряд в течение рабочего дня. Выскажите свое мнение, почему к работнику, который, опоздав, все же явился на свое рабочее место, применяется такая же мера, как и к прогульщику.
  3. Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для него работу, сменил за два года 5 предприятий и наконец нашел объявление, которое его заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать с гражданином К. договор. Подумайте, что могло быть причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru