|
|
Учебник для 8-9 классов ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 5. Человек и культура
Что такое культура? Ученые не могут дать общепризнанный ответ. Существует более 200 определений этого понятия.
Что только не включается в понятие «культура»: одежда и книги, посуда и прокатные станы, симфонии и железные дороги, мосты и театр — все, что создано человеком. Но не надо думать, что «вся гигантская коллекция» лишь случайное нагромождение результатов деятельности человека. Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти материках и в течение многих тысячелетий. С древних времен люди привыкли связывать с понятием «культура» представление не только о рукотворных ценностях. Еще в древности было замечено, что там, где человек начинает создавать какие-либо предметы, не существующие в природе, это не проходит бесследно для самого человека. Преобразуя естественные природные материалы — камень, глину, кость и т. д., он одновременно преобразовывал и самого себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. И все эти приобретаемые им свойства и качества тоже становились элементами культуры. Это была уже культура не внешняя, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевленных вещах, а культура внутренняя, превращающаяся в достояние и богатство человека. Приобщение к культуре. Какими же путями человек приобщается к культуре? Древнее предание повествует о том, как к великому греческому математику Евклиду обратился один из властелинов, пожелавший овладеть геометрией с наименьшей затратой времени. Ученый ответил ему на это, что в науке нет «царского» пути. Другая история, тоже относящаяся к древнему прошлому, гласит, что некий римский богач, желая прослыть образованным, купил себе десяток грамотных рабов. Каждого из них он заставил выучить наизусть стихи Гомера и других великих поэтов. Затем на различных празднествах и пирах в присутствии гостей хозяин по подсказке обученных рабов читал стихи. При этом он полагал, что знания и образованность каждого из рабов — это его собственность. А не напоминает ли этот римлянин кого-то из ваших знакомых? Стоит помнить, что подлинную культуру нельзя ни взять напрокат, ни купить, к ней лежит только один путь. Тот же исторический опыт показывает, что без труда и борьбы против собственной лени восхождение к вершинам культуры невозможно. Знания, которые пытаются получить «царским» путем, будут крайне скудными. Нельзя обойтись одними готовыми истинами. Подлинный путь к культуре — это путь труда, радости и приобретения духовных ценностей, путь самостоятельного усвоения ее, глубокого проникновения в гуманистический смысл, который несет в себе истинное произведение культуры. Как ни странно это звучит, но, подумав, стоит согласиться с тем, что современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. В приобщении к ценностям культуры есть два пути. Один — трудный, но радостный путь постижения мира в его сложности и красоте. Другой — путь, так сказать, престижного присвоения культурных ценностей. Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат только цели возвысить человека в чьих-то глазах. Тот, кто следует вторым путем, лишь поверхностно касается культуры. Часто его интересует только сюжет книги, спектакля или другого произведения искусства, чтобы при случае сказать, что это произведение ему знакомо, «коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». Для того чтобы быть настоящим ценителем прекрасного, мало обзавестись десятком собраний сочинений классиков, модных пластинок или видеокассет. Иногда такой «культурный» человек мнит себя интеллигентным и утонченным ценителем искусства, а сам напоминает персонаж романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» Васисуалия Лоханкина. Этот «достойный представитель мыслящего человечества», как с иронией представляют его авторы, нигде не работает, так как считает, что каждодневное выполнение служебных обязанностей помешало бы ему размышлять о судьбах русской интеллигенции, к которой он себя, безусловно, причисляет. Простаивая целыми днями возле книжного шкафа и полагая, что в этой близости к сокровищнице человеческой мысли он сам духовно возвышается и растет, Лоханкин натужно старался размышлять о далеких от реальности предметах. Как жаль, что подобные персонажи — мнимые интеллигенты, оторванные от реальной действительности, до сих пор встречаются не только в литературных произведениях. Человеку, чтобы по-настоящему стать культурным, чтобы приобщиться к ценностям, нужно многое, и мы уже об этом говорили. Но даже самые малые возможности нужно стараться использовать, чтобы не напоминать персонажей стихотворения Риммы Казаковой «Баллада о хранителе музея»: Входили юные хлюсты.
Иные «поклонники» изящного, обладающие низким вкусом или вообще страдающие отсутствием всякого вкуса, убеждены, что искусство призвано лишь украшать быт, ласкать взор либо развлекать их. Они не любят и не понимают художественных произведений, где ставятся важные и серьезные проблемы, требующие заметных душевных усилий, глубоких размышлений. Но эти люди упускают из виду, что искусство не только дарит человеку эстетическое наслаждение, оно еще и способствует формированию из человека активной, духовно богатой личности. Человек культурный способен за художественными образами увидеть жизнь во всей ее полноте и сложности. Общение с искусством является для него дополнительным источником, побуждающим к поиску путей и средств решения жизненных проблем. Стремление человека овладевать вершинами художественной культуры, где перед ним открываются возможности получать духовные наслаждения, способно сделать его жизнь более интересной, яркой и содержательной. По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. Он не может замыкаться в узкие рамки специальных знаний. Ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков. Одним из проявлений культуры человека является культура общения, о которой речь пойдет дальше. Здесь же только подчеркнем, что непременным ее условием является готовность и способность к сопереживанию и уважению. В основе культуры общения лежит культура чувств. Она выражается в душевной открытости, доброжелательном расположении к другим людям, готовности принять участие в их судьбе и в то же время не мириться с проявлениями зла и несправедливости. Подлинно культурного человека отличают скромность, доброта, тактичность. По-настоящему культурный, интеллигентный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубокая человечность.
Основные понятия
Термины Вопросы для самопроверки
Задания
|
|
|