Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 53. Нравственные основы брака и семьи

  • Зачем встречаются любовь и мораль?
  • Бывает ли гармония противоположностей?
  • Жениться легко, а быть женатым?
  • Как мужчина может стать человеком?

У вас уже был урок о «самом утреннем из чувств». Безусловно, один урок — капля в океане. Ведь тема поистине неисчерпаема, ее не охватишь никаким количеством занятий. Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней.

И нет у людей более сильного чувства. Ни страх, ни жадность, ни зависть, ни злобная ненависть — ничто не одолеет любви. Будем же за это благодарны жизни и судьбе нашей.

Любовь и мораль. Поскольку мы с вами изучаем вопросы морали, то порассуждаем о связи морали и любви (конечно, не ставя своей задачей объять необъятное).

Вы уже знаете, что мораль ориентируется на идеал (вспомните, что такое идеал). Любовь — это тоже стремление к идеалу. Более того, когда мы влюбляемся, наша любовь становится живым воплощением идеала, который уже существует для нас не где-то в отдаленном будущем, а сегодня, сейчас, сию минуту. Влюбившись, мы начинаем видеть и ценить в любимом человеке то, чего подчас другие не видят и не ценят. При этом мы порой так сильно преувеличиваем его достоинства, что в нашем чувстве растворяются любые его недостатки. Зато достоинства сверкают всеми красками. И не надо бояться идеализации любимого человека, ибо это чувство есть чувство прекрасное. Вдохновившись идеалом любви, мы пишем стихи, музыку, картины, обогащая тем самым человеческую культуру. Но даже если мы не умеем этого делать, все равно идеал любви, рождая прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности, жестокости.

А возвышение души — это и есть нравственное очищение, приближение к моральному идеалу. Вот так встречаются идеал любви и моральный идеал. Значит, любовь — чувство высокоморальное.

И еще об одной черте, соединяющей любовь и мораль. Но сначала вспомним сюжет знаменитой повести о любви.

...Многолетний кровавый раздор кипел между двумя семьями, равными по знатности и славе. Уже никто не помнил, из-за чего все началось, но злоба и ненависть передавались из поколения в поколение. Если представители этих фамилий случайно встречались, неминуемо следовали оскорбления, кровавые схватки, нередко со смертельным исходом. И так годами, десятилетиями — война, война, война... Но вот однажды юный отпрыск одной из фамилий ради забавы, переодевшись, в маске, проникает на праздник в дом своих противников. Здесь во время танца он знакомится с юной прекрасной дочерью хозяина и с первого взгляда влюбляется в нее. Девушка отвечает ему взаимностью, еще не ведая, кто перед ней. Но и тогда, когда ей все становится известно, она чувствует, что горит любовью и не откажется от своего избранника. А как же старинная ненависть, нетерпимость, злоба? Все мгновенно исчезло, рассыпалось в прах, как только вспыхнула любовь — живое, животворящее чувство.

Как вы уже поняли, мы изложили завязку сюжета знаменитой трагедии «Ромео и Джульетта», которую создал великий английский драматург и поэт эпохи Возрождения У. Шекспир (1564—1616). Что произошло дальше, вы, наверное, знаете или узнаете, прочитав пьесу. Наша же задача сейчас — показать, что любовь способна творить мир. Своей любовью Ромео и Джульетта победили многолетнюю войну и вражду. Правда, сами они погибли вследствие случайного рокового недоразумения, но над их гробом происходит примирение обеих семей. Любовь оказалась сильнее ненависти, она соединила старых соперников. Вот в этом миротворчестве нравственная сила любви. Любовь является высшей ценностью морали, потому что несет людям мир и спокойствие, помогает сотрудничеству очень разных людей и тем самым служит человеческому прогрессу.

А еще любовь — это духовный союз влюбленных. Безусловно, любовь имеет природную, биологическую основу — влечение полов, сексуальное чувство. Но в равной мере любовь — чувство духовное и не может существовать без самой теплой дружбы, без общих целей, интересов, стремлений влюбленных.

А бывает и так: встретились двое, увлеклись, полюбили, поженились, стали жить вместе. А жизнь не складывается. Скучно, тоскливо, пусто. Драма. Почему? Ведь любят же друг друга? Да, вроде любят. Но если между молодыми нет духовной близости, духовной общности, все остальное приедается, превращается в отупляющее однообразие.

Только не надо духовную общность понимать примитивно. Дело тут не в банальной схожести вкусов, а в гармонии душ. Как вы уже знаете, гармония бывает разная: гармония совпадения и гармония контраста, т. е. взаимного дополнения. Он любит и знает рок-музыку, а она — классику, он — живопись авангарда, а она — классическую, он — спорт, она — балет и т. д. А вместе каждый из них может гармонично дополнять и обогащать духовный мир другого. И общее пространство их духовной жизни становится шире, глубже, объемнее. Духовный союз не только рождает дружбу, но и воспитывает самих влюбленных. Потому что, когда мы влюбляемся, мы ведь хотим, чтобы и нас тоже любили в ответ. Это состояние пробуждает особую энергию, которую вполне можно было бы назвать творческой: мы стараемся стать красивее, привлекательнее, хорошо себя зарекомендовать, раскрыть лучшие свои качества. В юношах пробуждается талант рыцаря, мужественного покровителя и джентльмена, а в девушках — обаяние вечной женственности. И оказывается, что в нас заложен богатейший духовный мир, что мы так много умеем. И вовсе мы не черствые, равнодушные эгоисты, себялюбцы и нахалы, в чем нас иногда упрекали близкие. Напротив, сердце у нас очень доброе, в нем столько нерастраченной нежности, ласки, чуткости. И мы понимаем и ценим такие благородные качества, как долг и верность, порядочность и постоянство, честность и взаимное доверие. Вот как любовь способна возвысить нашу мораль!

Конечно, есть у любви и своя черная тень — ревность, «лютая преисподняя». Иногда говорят, что ревность — это пережиток прошлого. Не верьте. Где любовь — там и ревность, независимо от того, имеет она действительные причины или беспочвенна. Потому что нас всегда преследует страх потерять любовь — свое счастье. А что может быть ужаснее?! Вот и живут в нашем сердце так близко связанные радость и страдание, блаженство и боль. Ревность охватывает человека, как пламя пожара, и действительно способна испепелить его, толкнуть на безрассудный и жестокий поступок. И вот тут на помощь любви приходит мораль. Мораль — это призыв к добру и милосердию. Она учит нас терпеть и прощать. Любовь прихотлива и изменчива, мораль тверда и постоянна. Любовь может уйти, мораль всегда с нами. И если мы прислушиваемся к голосу морали внутри нас, боль ревности утихает. Не сразу, но утихает. Время лечит. Но в мучениях любви и ревности только мораль остается главной опорой души.

Брак, семья и мораль. Много раз вы читали в книгах, видели на экранах или на сцене примерно такой сюжет. Случайно встретились он и она. Увлеклись. Полюбили. Радость свиданий, счастье взаимного открытия, прогулки, цветы, стихи, подарки. Затем по сюжету, как вы уже догадались, следует полоса препятствий. Разлука, испытания на верность, не исключены даже и соблазны. Томление, тревоги, ожидания. Наконец долгожданная встреча, объяснение, слезы радости, соединение, ЗАГС (запись актов гражданского состояния, иначе говоря, государственное учреждение, в котором официально оформляется заключение брака), брак, семья. Хеппи-энд (англ.) — счастливый конец.

Сюжет, как видите, не уникальный, но, между прочим, типичный, жизненный, как принято говорить. Любовь действительно нередко приводит влюбленных к брачному союзу, и в историю человечества входит еще одна семья.

Вот на эту тему и поговорим, помня о том, что нам нужно взглянуть на проблему с позиций морали.

Итак, двое входят в помещение ЗАГСа близко знакомыми, а выходят законными супругами. Регистрация (официальная запись) брака в соответствии с Семейным кодексом РФ есть юридическая (т. е. законная, правовая) основа брака.

А теперь вопрос: можно ли юридический акт считать моральной основой брака?

Думается, ответ очевиден: законное оформление брака не всегда означает, что с моральной стороны все в порядке. Ведь брак мог быть совершен против воли одной или даже обеих сторон, хотя это противоречит статье 12 Семейного кодекса РФ. Но в жизни так тоже бывает. А это означает, что над личностью совершено насилие, т. е. явно аморальное и вместе с тем противозаконное действие.

Тогда что же все-таки является моральной основой брака? Каждый, мы уверены, скажет — любовь.

Действительно, многие считают, что только любовь является высшей моральной основой (или, как еще говорят, моральным законом) супружества. Нет любви — можно считать, что брак становится неполноценным, фиктивным (т. е. выдуманным, поддельным). А значит, аморальным. Кто вступил в брак без любви, считают сторонники данной точки зрения, тот нарушил моральную основу брака.

Ну что же, трудно оспаривать такую, можно сказать, святую и убедительную позицию. Однако есть и другие соображения, и мы не можем их не привести.

Существует позиция (мнение), сторонники которой считают морально вполне оправданным так называемый брак по свободному выбору. «По свободному выбору» не всегда означает, что брак заключен «по любви». Морально допустимыми могут считаться такие побуждения (мотивы), как уважение, симпатия к будущему супругу. Случается, что человек так и не встретил свою любовь, а время уходит. И люди заключают брачный союз из уверенности, что вместе им все-таки будет лучше. Стерпится — слюбится. Есть доля расчета? Да, есть. Ну и что? Кто решится осуждать людей за то, что им так хочется обрести семейный покой, пусть даже не на основе любви.

Семейный долг. Однако продолжим нашу беседу. Хотим далее обратить ваше внимание на то, что у брака есть такая моральная основа, которая ни у кого не вызывает сомнений и споров,— семейный долг. Взаимоуважение, взаимопомощь, забота, содействие благополучию семьи, как записано в статье 31 упомянутого кодекса, составляют основу семейной жизни. Может быть, даже главную опору: ведь если не исполнять семейного долга, если утратить чувство чести и совести, то рушится все — и любовь, и брак, и семья. Следовательно, главный смысл семейного долга состоит в том, чтобы сохранить семью, сохранить те чувства, на основе которых она сложилась. Благородная, высоконравственная задача.

А теперь давайте несколько углубим наши рассуждения. Поставим проблему: есть ли различия между семейным долгом мужа и семейным долгом жены?

Кому-то этот вопрос покажется бессмысленным — дескать, какие могут быть различия: каждый обязан в равной мере исполнять семейный долг.

Но мы сейчас говорим не о принципе «обязан — не обязан». Тут двух мнений быть не может: долг — основа семьи, значит, обязан.

Речь идет о различиях в самом содержании долга мужчины и женщины. Не станете же вы отрицать, что у каждого из супругов своя роль в семье и что женщине принадлежит особая роль в продолжении человеческого рода (а значит, и в семье!). Отсюда и происходят различия.

Еще в глубокой древности возникло понятие о чести и достоинстве женщины. Увы, судьба была безжалостна к женщине: веками она находилась в неравном с мужчиной положении, испытывала унизительную зависимость от «сильного пола». Подчиненная мужу, она почти уничтожалась как личность. Моральный долг жены состоял в том, чтобы блюсти интересы мужа,— задача сама по себе вполне благородная, если бы не была основана на насилии: ведь при этом никто не думал считаться с интересами самой женщины. Вспомните несчастную судьбу Маши Троекуровой, которую родной отец заставил выйти за князя Верейского, жестоко и несправедливо лишив ее права любить и быть любимой (повесть А. С. Пушкина «Дубровский»). Случалось, конечно, что женщина восставала, пытаясь защитить свое достоинство, влюблялась и по собственной воле шла за любимым. Однако такой протест осуждался, общество клеймило женщину как «бесстыдную», «бесчестную», «бессовестную». Жизнь женщины порой трагически обрывалась.

Но существует, конечно, и другой взгляд на женское достоинство — демократический, справедливый. Он утверждал высокое и почетное положение женщины в обществе и в семье, а главное — ее полное равенство и независимость. Это, можно сказать, наш идеал. Насколько мы к нему продвинулись сегодня в нашем обществе — судите сами, подумайте, поспорьте. Хотелось бы только отметить, что наш идеал, высоко поднимающий женщину, вовсе не отрицает таких истинно женских качеств, как скромность, сдержанность, особая тактичность в выражении чувств. Именно эти качества придают женщине исключительное обаяние и привлекательность. Ведь не развязностью и вульгарностью в поведении женщины прикажете любоваться! Впрочем, мужчина тоже должен иметь вкус, чтобы это понять!

Почему женщина, не разменивающаяся на мелкие соблазны, не подчиняющаяся прихотям мужчины, не позволяющая унижать себя, вызывает наибольшее уважение к себе, становится моральным авторитетом для мужчины? Почему на протяжении веков человеческая мораль видит высший идеал женщины в таких образах, как богиня Афродита, Мадонна с младенцем? Какие качества женщины способны сделать ее предметом обожания для мужчины?

Подумайте над этими вопросами спокойно, не спеша и ответьте хотя бы самим себе.

Далее было бы справедливо хоть несколько слов сказать о мужчинах, ибо нас могут упрекнуть в том, что мы слишком увлеклись женщинами.

Итак, о мужском долге, чести, достоинстве. Скажем коротко. Мужчина должен быть мужественным. Со времен античности мужество считалось высочайшей нравственной добродетелью. А что такое мужество? Есть много ответов. Нам нравится простой и мудрый: быть мужественным — значит брать на себя все самое трудное и не жаловаться. Суть мужского долга состоит в том, чтобы быть для женщины опорой, в любой ситуации найти в себе силы чутко отнестись к ней, уметь позаботиться, поддержать, а если нужно — защитить. Если мужчина понимает особую роль женщины в сохранении рода человеческого, в семье, в обществе, то его главный долг — помочь ей, возвысить ее, защитить, может быть, даже пойти на самопожертвование. Женщина всегда предполагает эти высокие чувства в своем возлюбленном, рассчитывает найти в нем опору. И вообще женщины прекрасны! Немецкий ученый К. Маркс полагал: по тому, как мужчина относится к женщине, можно судить не только об уровне его культуры, но и о том, насколько он вообще стал человеком.

Вот так, хотели поговорить о мужчинах, а вернулись к женщинам. Наверное, правы французы, когда говорят: «Во всем ищите женщину!» Стоит подумать, в чем тут мораль!

    Основные понятия

  • Мораль, любовь, семья, семейный долг.

    Термины

  • Брак.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте связь любви и морали. Что служит основой этой взаимосвязи?
  2. Почему утверждают, что любовь — чувство высокоморальное?
  3. Что может служить моральной основой брака?

Задания

  1. Французский писатель Ф. Ларошфуко остроумно заметил, что умный человек может быть влюблен как безумный, но не как дурак. Объясните, в чем тут разница и каков смысл этого тонкого наблюдения.
  2. Б любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. В связи с этим ученые говорят, что в отношениях полов кроется общественный интерес. Выскажите, как вы понимаете эту мысль. Почему в абсолютно личных, интимных отношениях влюбленных кроется общественный интерес?
  3. Понятия «сильный пол», «слабый пол» возникли очень давно. Подумайте, какой смысл в них заложен и что послужило причиной их возникновения. Как сегодня следует к ним относиться?
  4. В современных научных исследованиях встречается мысль о том, что улучшение семейных отношений, придание им более доброго, гуманного характера во многом зависит от изменений нашего общества — его политики, экономики, трудовых отношений. Объясните, почему сугубо частное, интимное дело улучшения внутрисемейных отношений связывают с общественными преобразованиями. Выскажите свое отношение к такой постановке проблемы.
  5. Мы с вами говорили о различиях между женским и мужским долгом. Объясните, почему важно их понимать каждому из нас.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru