Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 7. Вечные вопросы

  • Существуют ли ответы на вечные вопросы?
  • В чем тайна человека и можно ли разгадать загадку человека?

Кто я? Сколько помнит себя человечество, столько же и пытается ответить на вечные вопросы — о смысле жизни, смерти и бессмертии человека, его уникальности и возможности внеземных форм жизни и разума; об ответственности и о космическом предназначении человека и человечества; о надежде на будущее, перспективах человека, прогрессе человечества.

В определенный период своей жизни люди задумываются над этими вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека. В юности чаще всего задумываются над тем, кто я? Каков я? Кем и каким быть?

      Зачем любить и ненавидеть,
      Растить цветы и звезды видеть,
      Зачем искать, зачем терять,
      Зачем былое вспоминать?
      Зачем живые все живут?
      В чем смысл жизни заключен,
      В чем заключен ее закон?
      И не дает покоя мне,
      Моей усталой голове
      Один мучительный вопрос:
      Зачем родился я и рос?
      - - Н. Заболоцкий - -

Подумайте и попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно, результаты размышлений обсудите с товарищами.

Вопрос «Кто я?» возникает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволяет молодому человеку сделать некоторые открытия, увидеть свое внутреннее и внешнее «я». «Когда я думаю о себе, я чувствую гордость», «когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь». Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее и плохое. Но когда молодой человек задумывается о себе, то пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым.

Поэтому вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить? Действительно, очень трудно себя оценить, если вы в разные мгновения своей жизни то чувствуете себя очень взрослыми и опытными (у Лермонтова: «Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет, тот, верно, не видал людей и свет...»), а то вдруг хотите быть очень юными и даже маленькими.

Зачем я? Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой, с одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.

Вам уже известно, что человек отличается от животных и разнообразием своих потребностей, их способностью к расширению. Всякая удовлетворенная потребность порождает новые, более совершенные потребности, высшими из которых являются потребности в творчестве, в развитии своих способностей, нравственном совершенствовании, в гуманных поступках. И в то же время, если «удовлетворять все желания человека, но отнять у него цель жизни, он станет несчастным и ничтожным существом» (К. Д. Ушинский).

Сделайте самостоятельно вывод о связи цели жизни человека и его сознательного отношения к своим потребностям. Вспомните разговор о потребностях разумных и неразумных.

Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет человеку стать творцом не только собственной судьбы, но и всего общества. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека?

Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то конечным, свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливы все люди? Что вы думаете по этому поводу? Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека?

Смысл жизни и счастье не начало или конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью и радостью успехов и потерь. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья (если вам в данный момент одиноко, то «счастье — это когда тебя понимают»; узнать после стихийного бедствия, обрушившегося на ваш город, что ваши близкие живы — счастье...). Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Если в молодости главный предмет размышлений — кем и каким быть, то для зрелого и пожилого возраста особую важность приобретает вопрос: правильно ли ты жил, все ли сделал, что мог? Бывает, что на этот вопрос приходится отвечать с болью, стыдом и горечью за пустые и бессмысленные годы. (Мы знаем, что деятельность человека всегда подчинена какой-либо цели. Но разве вам не приходилось слышать о «бесцельно прожитых годах»?)

Что будет после меня? Многие считают, что смысл жизни открывается человеку через совершение добрых дел, следование идеалу, веру в этот идеал, в добро, в любовь, стремление стать лучше.

Оборотной стороной вечного вопроса о цели и смысле жизни является вопрос о смысле смерти, ибо, вероятно, нет человека, который не задумывался бы о своей жизни в связи с тем, что она конечна. Неужели есть смысл и у этого трагического явления? Процессы смерти одних клеток и рождения других непрерывно совершаются в организме. Вне жизни смерть не существует, а значит, и не имеет смысла. «Мы ценим жизнь и дорожим ею именно потому, что она небесконечна. Главное в том, чтобы нить жизни не оборвалась, пока не соткана вся пряжа, чтобы светильник не гас, пока в нем еще есть огонь» (В. Ц. Урланис).

У этой проблемы есть две стороны: общественная и индивидуальная (личная).

Рассматривая первую сторону, обычно имеют в виду следующее: человек страшится смерти, если не ощущает себя частицей человечества, искусственно ставит себя над ним. Общество, человечество существует лишь в процессе непрерывной смены поколений (связь между которыми, как вы узнали раньше, обеспечивает культура). Именно осознание себя частицей целого — общества, всего человечества дает возможность правильно понять вопрос о смерти (отдельного человека) и бессмертии (человечества). Смертный человек-частица бессмертного рода. Это, так сказать, оптимистическая точка зрения: хотя человек и умирает, но он получает бессмертие в роде человеческом, в потомстве и творческом наследии человечества, в его культуре — материальной и духовной.

Вторая, личная сторона проблемы смерти не такая оптимистическая и остро переживается человеком. Все люди смертны, но для каждого человека смерть — бедствие, которое настигает его как ничем не оправданное насилие, даже если человек покорно принимает его. И дело здесь не в количестве прожитых лет. Ученые считают, что естественной смерти не бывает: человек умирает от конкретной причины (болезнь, несчастный случай и т. д.), а лучший способ продления жизни — не укорачивать ее. (Подумайте, так ли это. Какие конкретные способы продления жизни вам известны?)

Человек, как особый природный организм, телесен, поэтому возможна и даже неизбежна его биологическая, природная смерть. Но человек в то же время и существо духовное — думающее, сомневающееся, переживающее, радующееся и огорчающееся. Из-за духовной слабости, иногда под воздействием обстоятельств возможна и другая гибель человека — при физической жизни, когда человек ломается как личность (например, наркоманы или алкоголики). С другой стороны, стоит подумать над смыслом слов А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру...» С точки зрения естествознания смерть возвращает человека природе, растворяет его в ней, и в этом нет ничего таинственного. И далее начинается духовное бессмертие человека, которое тем нетленнее, чем больший след в жизни других людей оставил человек. Человеческая память с благодарностью чтит имена тех, кто принес счастье наибольшему количеству людей, но она также не имеет права забыть имена и тех, кто принес много горя людям. В этом — нравственный долг перед жертвами и предупреждение потомкам о возможности повторения трагедии.

Сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни, наполнять смыслом каждое ее мгновение.

Иначе рассматривают проблему смерти и бессмертия различные религии. Для них характерна вера в бессмертие души. Несмотря на различные представления о том, что происходит с душой после физической гибели тела, о том, куда переселяются души умерших, все религии так или иначе связывают судьбу души с земными деяниями человека.

Философы разных эпох также задавались вопросом о сущности смерти. Одни считали ее превращением в иные формы жизни, другие связывали смерть с гибелью какой-либо части человека, имеющего несколько составляющих, при сохранении бессмертия человеческого рода, третьи считали космическим злом, иные считали смерть абсурдом. Так или иначе, нет однозначного ответа на вопрос: что будет после меня? Человек во все времена искал и продолжает искать смысл жизни, смысл смерти и бессмертия.

Человек, индивид, личность. Задумываясь над вопросом «Кто я?», человек может согласиться со множеством определений. Среди них — имя (я — Мария, Глеб, Ольга Петровна...), род занятий (ученик, студентка, домашняя хозяйка, политический деятель, ученый, изобретатель...), черты характера (веселый, задумчивый, предприимчивый, добрый, смешливая...) или увлечения (любитель музыки, заядлый болельщик, поклонник лирической поэзии, коллекционер...). Нередко человек определяет себя через принадлежность к одному из народов (я — русский...) или ко всему человечеству (я — землянин) и т. п.

Если проанализировать возможные ответы на вопрос «Кто я?», можно выделить различные признаки. Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из немногих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид (от лат. individuum — отдельный человек). Индивид — это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нем говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда — писатели, поэты, художники, актеры, музыканты. Для художника-творца важно именно индивидуальное начало. Только сравнивая себя с другими людьми, человек может выявить свою индивидуальность. Следовательно, индивидуальность — характеристика человека в обществе.

Еще один признак, присущий только человеку, — быть личностью. Слово «личность» не зря является однокоренным к словам «лицо», «лик», «облик». Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми. Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.

Подведем итог. Призвание, назначение, задача всякого человека — развивать свои способности, творить добро. Сознание собственной необходимости людям, оценившим наш реальный вклад в общее дело,— высшее счастье для человека.

    Основные понятия

  • Человек, личность, смысл жизни.

    Термины

  • Индивид, индивидуальность.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие вопросы относят к числу вечных? Какие из этих вопросов особенно значимы для юношества? Ответ аргументируйте.
  2. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность? Какие — как личность? Приведите примеры.
  3. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Ответ аргументируйте.

Задания

  1. Если о человеке говорят: «Он — яркая личность», назовите, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.
  2. Объясните, почему старуха из сказки А. С. Пушкина о золотой рыбке не была счастлива, ведь у нее все было.
  3. Прокомментируйте следующее народное наблюдение: «Молодой человек еще «будет», человек средних лет — «есть», старый — уже «стал».
  4. Подумайте, чем объясняется то, что одни буквально рвутся вон из детства, у других же расставание с ним происходит мучительно, вызывая даже желание умереть.
  5. Ответьте письменно на вопрос «Кто ты?». Ответ повторите столько раз, сколько сумеете за одну минуту. Проанализируйте, какие признаки вы выделяете, каким отдаете предпочтение, ставя их на первое место, какие для вас менее важны.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru