Какими буквами обозначена на письме твёрдость и мягкость согласных звуков [р], [р'], [в], [в'], [л], [л'], [м], [м'] в данных словах?
Спиши слова, в которых первый звук -мягкий согласный.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).
Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.
4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.
[м'этр] [лыжн'а] [кл'он]
Объясни, как ты будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах.
5. Прочитай.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами
Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости-мягкости: [б] - [б'], [д] - [д'], ... .
Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?
А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?
Догадайся, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».
6. Прочитай.
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война...
(Е. Трутнева)
Какая мысль выражена в стихотворении?
Спиши первое предложение. Подчеркни в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
7. Прочитай загадку. Отгадай её.
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Т. Белозёров)
Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнеси эти звуки.
Спиши первое предложение. Подчеркни в нём буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Выпиши из загадки слово, в котором есть три мягких согласных звука. Подчеркни буквы, обозначающие эти звуки.
ребя́та
8. Прочитай. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове?
Распредели слова в две группы: в первую - слова, где буква л обозначает мягкий согласный звук, во вторую - слова, где буква л обозначает твёрдый согласный звук.
Запиши слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук.
9. Прочитай.
На св..те есть кот..та —
Касьянка, Том и Плут.
И есть у н..х хоз..йка,
Не помню, как зов..т.
Сказала р..з хоз..йка:
«Схожу купл.. буква..,
Неграмотный кот..нок —
Невежда и дика..».
(И. Токмакова)
Объясни, какие буквы пропущены в словах. Произнеси звуки, которые они обозначают.
Почему ударный гласный звук [а] в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами?
10. Прочитай выразительно.
На малютку сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела:
«Ай! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели».
(А. Плещеев)
Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, быстро или медленно? А можно ли спеть стихотворение? Попробуй сочинить свою мелодию к колыбельной песне.
Запиши выделенное предложение. Подчеркни в словах предложения буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.