Учебник для 2 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что можно узнать о человеке по его речи?

4. Прочитайте строки из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.

      — Здравствуйте, дети!
      Кто из вас болен?

      — Поставьте этот градусник
      под мышку, детишки!

      — Вам бы очень хорошо
      проглотить порошок
      и микстуру ложечкой
      пить понемножечку.

  • Скажите, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человека? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
  • Спишите первое предложение. Проверьте себя.
  • Когда употребляют слово здравствуйте? Какие другие слова-приветствия вы знаете и используете в своей речи?

здра́вствуй (те)

5. Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.

2

      «Дурачина ты, простофиля!
      Выпросил, дурачина, корыто!
      В корыте много ль корысти?
      Воротись, дурачина, ты к рыбке;
      Поклонись ей, выпроси уж избу».

  • Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.
  • Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
  • Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?
  • Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru