Учебник для 2 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Как отличить диалог от монолога?

Диало́г - это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Моноло́г - речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, муха-горюха, а ты кто?
— А я блоха-попрыгуха.
— Ступай ко мне жить.

  • Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?
  • Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.
  • Догадайтесь, какую роль выполняет знак «тире» (-) в диалогической речи.
  • Спишите диалог. Проверьте написанное.

Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

7. Вспомните диалог из сказки «Колобок», который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.

  • Подготовьтесь разыграть этот диалог.

Страничка для любознательных

   О происхождении слов

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», диа - «два», моно - «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».

8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка».

- Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

  • Отрывок из сказки - это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?
  • Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.
  • Выпишите из текста «вежливое» слово. Когда так говорят? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

проща́й

9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой «Синие листья».

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
— Я ей давала, а она не берёт.
— Надо так давать, чтобы можно было взять.

  • Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.
  • Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?
  • Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.
  • Спишите последнюю реплику.

10. Рассмотрите рисунки.

  • По какому рисунку можно составить монолог, а по какому - диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.
  • Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких - монолог?

11. Подготовьте диалог-беседу на тему «Разговор по телефону» или рассказ-монолог на тему «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru