Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
141. Прочитайте.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Что обозначает выражение скучная пора?
Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.
Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.
142. Прочитайте. В чём сходство и различие в лексическом значении пар слов каждой группы?
Какие пары слов являются однокоренными словами? Объясните свой ответ.
Одинаково ли значение каждой пары слов первой группы? А в чём их различие?
Обратите внимание! Слова тигр и тигры, берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята, берёза и берёзовый - это однокоренные слова.
143. Прочитайте.
Древние города окружали земляные валы. Повозки с грузом тянули волы.
Над котлом клубятся пары воды. До поры до времени не сеют семени.
Как произносятся и пишутся выделенные слова? Что они обозначают?
Произнесите безударный гласный звук в выделенных словах. Одинаковой ли буквой он обозначен?
Спишите пословицу. Объясните её смысл.
Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.
144. Прочитайте. Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где - однокоренные слова.
Напишите слова так, как они записаны в учебнике. Обозначьте в них ударение.
Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? Впишите в слова буквы, обозначающие ударные гласные звуки.
Произнесите слова с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук?
Впишите в слова те буквы, которыми вы обозначили ударные гласные звуки в одинаковой части слов (в корне).
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка.
Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела́, письмо́.
Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: ко́врик, стре́лы, стре́лка, пи́сьма.
145. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Почему? Найдите для каждого из них проверочное слово.
Запишите пары слов: сначала проверочное, потом проверяемое. Обозначьте в них ударение.
Соедините линией буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов: .
Продолжите утверждение: в корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается _________ (разными буквами, одинаковой буквой).
146. Прочитайте. Назовите в корне каждого слова букву, написание которой надо проверять. Объясните, как это сделать.
В каких словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне, вы проверяли, изменяя форму слова, а в каких — подбирая однокоренное проверочное слово?
Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить форму слова (моря - море, у моря);
б) или подобрать однокоренное слово (трава -травка, зелёный - зелень) - так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
147. Подготовьте сообщение на тему «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне?».
148. Рассмотрите рисунки.
Запишите название каждого предмета (предметов), пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Объясните, как вы будете проверять её написание.
Впишите в слова пропущенные буквы.
149. Прочитайте. Спишите пословицы.
1. Где цветок, там и медок. 2. Осиное гнездо не трогай! 3. Не одежда красит человека, а добрые дела. 4. Своя земля и в горсти́ мила.
В написании каких букв в выделенных словах можно допустить ошибку? Почему?
Подчеркните эти буквы. Объясните, как проверить их написание.
Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение одной из пословиц.
оде́жда
150. Прочитайте. Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово по образцу. Чем различается подбор проверочных слов?
Что интересного вы заметили в обозначении буквами ударного и безударного гласных звуков в корнях каждой группы слов?
Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы - слеза, пчёлка - пчела, сестры - сестра.
Запишите слова в две группы: в первую группу -слова с пропущенной буквой а, во вторую - с пропущенной буквой о.
Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами.
158. Прочитайте.
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветили снегири́.
(Л. Татьяничева)
Какую картину вы представили, читая эти строки? С чем автор сравнила оперение снегиря? Почему эту красногрудую птичку так назвали?
Объясните, как вы проверите написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири́.
Являются ли слова снег и снегирь однокоренными? Проверьте себя по словарю однокоренных слов.
снеги́рь
159. Прочитайте.
1. Грачи и скворцы первыми весну встречают. 2. Гадюка — ядовитая змея. 3. Сова — ночная птица. 4. Клесты выводят птенцов зимой. 5. Ежи, колючие зверьки, живут в лесах и садах. 6. Прудовые лягушки всё лето живут в воде.
Спишите любые два предложения. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо проверять.
Выпишите любые три слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом с каждым словом запишите проверочное.
лягу́шка
160. Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его.
В гнезде трое грачат.
Вот прилетели родители.
Грачи стали кормить птенцов жирными червями.
Птицы громко пищали.
На берёзе грачиное гнездо.
Оно сделано из прутьев, глины и травы.
Запишите заголовок и составленный текст.
Подчеркните в выделенных словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Объясните их на писание.
161. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Сентябрьское утро. Иду по л..слой тр..пинке. Тр..ва в р..се. На тр..ве сл..ды м..их сапог. Л..тит с деревьев з..лотая л..ства. На з..мле к..вер пёстрых листьев. У к..рней старой с..сны вижу гр..бки. Это ..сенние опята.
(Н. Сладков)
Объясните написание слов с пропущенными буквами. Подготовьтесь написать этот текст под диктовку (см. Памятку 7 «Как подготовиться к диктанту»).