Учебник для 2 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

141. Прочитайте.

      Гусей крикливых караван
      Тянулся к югу: приближалась
      Довольно скучная пора;
      Стоял ноябрь уж у двора.
      (А. Пушкин)

  • Что обозначает выражение скучная пора?
  • Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.

142. Прочитайте. В чём сходство и различие в лексическом значении пар слов каждой группы?

  • Какие пары слов являются однокоренными словами? Объясните свой ответ.
  • Одинаково ли значение каждой пары слов первой группы? А в чём их различие?

Обратите внимание! Слова тигр и тигры, берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята, берёза и берёзовый - это однокоренные слова.

143. Прочитайте.

  1. Древние города окружали земляные валы. Повозки с грузом тянули волы.
  2. Над котлом клубятся пары воды. До поры до времени не сеют семени.
  • Как произносятся и пишутся выделенные слова? Что они обозначают?
  • Произнесите безударный гласный звук в выделенных словах. Одинаковой ли буквой он обозначен?
  • Спишите пословицу. Объясните её смысл.

Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

144. Прочитайте. Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где - однокоренные слова.

  • Напишите слова так, как они записаны в учебнике. Обозначьте в них ударение.
  • Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? Впишите в слова буквы, обозначающие ударные гласные звуки.
  • Произнесите слова с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук?
  • Впишите в слова те буквы, которыми вы обозначили ударные гласные звуки в одинаковой части слов (в корне).

Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка.

Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела́, письмо́.

Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: ко́врик, стре́лы, стре́лка, пи́сьма.

145. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Почему? Найдите для каждого из них проверочное слово.

  • Запишите пары слов: сначала проверочное, потом проверяемое. Обозначьте в них ударение.
  • Соедините линией буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов: .
  • Продолжите утверждение: в корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается _________ (разными буквами, одинаковой буквой).

146. Прочитайте. Назовите в корне каждого слова букву, написание которой надо проверять. Объясните, как это сделать.

(Сло́во) слова́рь, (...) моряк, (...) листок, (...) лесник.

(Зе́мли) земля́, (...) врачи, (...) следы, (...) стрижи.

  • В каких словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне, вы проверяли, изменяя форму слова, а в каких — подбирая однокоренное проверочное слово?
  • Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или изменить форму слова (моря - море, у моря);

б) или подобрать однокоренное слово (трава -травка, зелёный - зелень) - так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

147. Подготовьте сообщение на тему «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне?».

148. Рассмотрите рисунки.

  • Запишите название каждого предмета (предметов), пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Объясните, как вы будете проверять её написание.
  • Впишите в слова пропущенные буквы.

149. Прочитайте. Спишите пословицы.

1. Где цветок, там и медок. 2. Осиное гнездо не трогай! 3. Не одежда красит человека, а добрые дела. 4. Своя земля и в горсти́ мила.

  • В написании каких букв в выделенных словах можно допустить ошибку? Почему?
  • Подчеркните эти буквы. Объясните, как проверить их написание.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение одной из пословиц.

оде́жда

150. Прочитайте. Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово по образцу. Чем различается подбор проверочных слов?

  1. ... — ск..ла, ... — стр..ла, ... — н..ра, ... — сп..на, ... — пл..чо, ... — стр..на, ... — ч..сло, ... — в..лна, ... — ..кно, ... — п..сьмо, ... — к..са, ... — тр..ва, ... — г..pa.
  2. ... — сл..ва, ... — н..жи, ... — сн..га, ... — в..нты, ... — хл..ба, ... — п..ля, ... — сл..ды, ... — ств..лы, ... — стр..жи, ... — р..ды.
  • Запишите пары слов. Соедините линией буквы, которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова.

151. Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

  1. На г..ре шумит, под г..рой молчит. (Лес)
  2. Орехи в з..мле, листья на з..мле. (Картофель)
  3. Гл..за на р..гах, а домик на сп..не. (Улитка)
  4. Зелёный п..ясок в тр..ве затерялся. (Ящерица)
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните в четвёртом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.

152. Прочитайте. Докажите, что слова каждой строчки однокоренные (родственные).

  1. Боль, б..лит, б..льница.
  2. Свист, св..сток, св..стеть.
  3. Старый, ст..рик, ст..руха.
  4. Ночь, н..чной, н..чевать.
  5. Зелень, з..лёный, з..ленеть.
  6. Звон, зв..нить, зв..нок.
  • Какая буква пропущена в каждом из однокорен-ных слов?
  • Спишите, ваавляя пропущенные буквы.
  • Сделайте вывод: одинаково или по-разному пишется корень в однокоренных словах?

153. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

      Дальний лес стоит ст(и, е)ной.
      А в л(и, е)су, в глуши л(и, е)сной,
      На суку с(е, и)дит с(о, а)ва,
      Там растёт усни-тр(о, а)ва.
      Говорят, усни-тр(о, а)ва
      Знает сонные сл(о, а)ва.
      (И. Токмакова)

  • Объясните, как вы будете выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово.
  • Запишите стихотворение, выбирая из скобок нужную букву.

154. Прочитайте. Каким способом подобрано проверочное слово в образце? На какой вопрос отвечает проверяемое слово? проверочное слово?

... — зв..риный, ... — ст..льной, ... — холмистый, ... — в..шнёвый, ... — ленивый, ... — н..бесный, ... — п..левой.

  • Запишите слова по образцу. Выделите корень.

155. Прочитайте. Каким способом подобраны проверочные слова в образце? На какие вопросы отвечают эти слова?

  1. ... — гн..здо, ... — в..сло, ... — пч..ла, ... — с..стра, ... — в..дро, ... — сл..за, ... — бр..вно, ... — з..рно.
  2. ... — в..зу́, ... — н..су́, ... — п..ку́.
  3. ... — т..пло́, ... — т..мно́, ... — ве́сло.
  • Запишите слова каждой группы по образцам.
  • Что интересного вы заметили в обозначении буквами ударного и безударного гласных звуков в корнях каждой группы слов?

Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы - слеза, пчёлка - пчела, сестры - сестра.

156. Прочитайте.

   Е? И?

Л..нейка, цв..тник, гр..бник, п..вец, р..чной, кр..кливый, л..нивый, св..стеть, встр..чать, ч..сло, б..жать, п..сать, л..пить, п..сьмо.

  • Запишите слова в две группы: в первую группу -с пропущенной буквой е, во вторую - с пропущенной буквой и. Объясните свой выбор.

157. Прочитайте.

   А? О?

М..лыш, к..льцо, ст..ловая, гл..зок, в шк..фу, с..лёный, ш..гать, кр..снеть, м..рской, тр..винка, п..лянка, б..льшой, вр..чи, к..рмить, к..ра, ..кно.

  • Запишите слова в две группы: в первую группу -слова с пропущенной буквой а, во вторую - с пропущенной буквой о.
  • Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами.

158. Прочитайте.

      Зарумянились кустарники
      Не от утренней зари.
      Это красные фонарики
      Засветили снегири́.
      (Л. Татьяничева)

  • Какую картину вы представили, читая эти строки? С чем автор сравнила оперение снегиря? Почему эту красногрудую птичку так назвали?
  • Объясните, как вы проверите написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири́.
  • Являются ли слова снег и снегирь однокоренными? Проверьте себя по словарю однокоренных слов.

снеги́рь

159. Прочитайте.

1. Грачи и скворцы первыми весну встречают. 2. Гадюка — ядовитая змея. 3. Сова — ночная птица. 4. Клесты выводят птенцов зимой. 5. Ежи, колючие зверьки, живут в лесах и садах. 6. Прудовые лягушки всё лето живут в воде.

  • Спишите любые два предложения. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо проверять.
  • Выпишите любые три слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом с каждым словом запишите проверочное.

лягу́шка

160. Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его.

  1. В гнезде трое грачат.
  2. Вот прилетели родители.
  3. Грачи стали кормить птенцов жирными червями.
  4. Птицы громко пищали.
  5. На берёзе грачиное гнездо.
  6. Оно сделано из прутьев, глины и травы.
  • Запишите заголовок и составленный текст.
  • Подчеркните в выделенных словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Объясните их на писание.

161. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Сентябрьское утро. Иду по л..слой тр..пинке. Тр..ва в р..се. На тр..ве сл..ды м..их сапог. Л..тит с деревьев з..лотая л..ства. На з..мле к..вер пёстрых листьев. У к..рней старой с..сны вижу гр..бки. Это ..сенние опята.

(Н. Сладков)

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами. Подготовьтесь написать этот текст под диктовку (см. Памятку 7 «Как подготовиться к диктанту»).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru