Единственное и множественное число имён существительных
104. Прочитайте слова.
Докажите, что это имена существительные. В чём сходство и различие слов в разных столбиках?
Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие - несколько предметов?
Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.
105. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? Выпишите сначала имена существительные в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе.
В какие ещё группы можно объединить слова?
106. Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.
Определите, изменяются ли данные имена существительные по числам. Какие из них употребляются только в единственном числе? только во множественном числе?
Запишите имена существительные в следующем порядке: а) те, которые изменяются по числам; 6) те, которые употребляются только в единственном числе; в) те, которые употребляются только во множественном числе.
112. Прочитайте. Когда так говорят?
Без топора по дрова не ходят.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Спишите. Укажите над именами существительными число.
топо́р
113.. Прочитайте начало и конец сказки.
Однажды Заяц и Черепаха поспорили, кто быстрее обежит лесную поляну. Черепаха пустилась в путь, а Заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно тебя обгоню».
Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от Черепахи можно отстать.
Догадайтесь, почему Заяц смеялся.
Какая мудрая мысль высказана в заключительной части сказки? Придумайте основную часть сказки.
114. Прочитайте. Чем интересна каждая пара имён существительных?
Выпишите слова так: сначала однокоренные слова (выделите в них корень), затем синонимы, затем антонимы.
Составьте и запишите с одним из слов предложение. Подчеркните в нём грамматическую основу.
115. Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст А. Мусатова.
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.
Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок.
Сколько частей можно выделить в тексте? К каким из них даны рисунки? Какой ещё рисунок можно сделать?
Запишите заголовок и ответы на вопросы:
Кто был озорной?
Где сидел Мурзик?
Какая птица села рядом?
Куда прыгнул котик?
Что сделала ворона?
Что случилось с Мурзиком?
Проверьте себя: 1) прочитайте то, что вы написали; 2) понятно ли вам каждое предложение; 3) все ли слова написаны правильно; 4) правильно ли оформлены начало и конец каждого предложения.
Проверь себя
1. Расскажите, что вы узнали об имени существительном. Для чего в нашей речи мы используем имена существительные?
2. Прочитайте. Скажите, какие слова не являются именами существительными. Объясните свой ответ.