Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Единственное и множественное число имён существительных

104. Прочитайте слова.

  • Докажите, что это имена существительные. В чём сходство и различие слов в разных столбиках?
  • Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие - несколько предметов?

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.

105. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Волга, л..сник, друз..я, м..л..ток, маш..ны, мес..ц, м..сквичи, мал..чики, ур..жай, Ил..я, к..ртины, т..варищи, б..льница, м..ряки, Р..ссия, д..кабрь, л..сята, М..сква.

  • Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? Выпишите сначала имена существительные в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе.
  • В какие ещё группы можно объединить слова?

106. Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.

  1. Туфля — туфли, ягода — ..., море — ..., облако — ... .
  2. Простыни — простыня, улицы — ..., блюдца — ..., одеяла — ... .
  • Запишите пары слов. Над каждым словом укажите его число.
  • Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

Имена существительные изменяются по числам:

книга - книги,
машина - машины,
письмо - письма.

При изменении числа имени существительного изменяется его форма.

107. Прочитайте.

  1. , дерево — ..., крыло — ..., стул — ..., ручей — ... .
  2. Чиж — чижи, малыш — ..., ёрш — ..., стриж — ... .
  • Измените число имён существительных. Запишите пары слов. Над каждым словом укажите число.
  • Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова? Подчеркните орфограммы на эти правила.

108. Прочитайте загадки. Объясните отгадки к ним. Спишите.

  1. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
  2. Не книжка, а с листьями. (Капуста)
  3. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба)
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Определите, в каком числе употреблены имена существительные.

109. Прочитайте.

  1. С..сна, тр..ва, дер..во, п..сьмо, пч..ла.
  2. Др..зды, хл..ба, гр..чи, м..ря, гр..бы.
  • Подберите к каждому слову проверочное, изменяя его форму. Запишите слова по образцу.

110. Прочитайте. По какому признаку имена существительные распределены на две группы?

  1. Лебеди, голуби, львы, ежи, ерши, кроты.
  2. Шалаши, острова, сугробы, рассказы, утюги, шкафы.
  • Запишите все имена существительные в единственном числе.
  • Объясните, как проверить, правильно ли обозначен буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце каждого слова.

Обратите внимание! В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе:

  • в единственном числе: Москва, сахар, сметана;
  • во множественном числе: брюки, качели, шахматы.

111. Прочитайте.

Санки, тетрадь, солнце, ножницы, доски, торты, сахар, стаканы, б&нты, молоко, снежинка, метро, очки, творог, гербы, весы.

  • Определите, изменяются ли данные имена существительные по числам. Какие из них употребляются только в единственном числе? только во множественном числе?
  • Запишите имена существительные в следующем порядке: а) те, которые изменяются по числам; 6) те, которые употребляются только в единственном числе; в) те, которые употребляются только во множественном числе.

112. Прочитайте. Когда так говорят?

  1. Без топора по дрова не ходят.
  2. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Спишите. Укажите над именами существительными число.

топо́р

113.. Прочитайте начало и конец сказки.

Однажды Заяц и Черепаха поспорили, кто быстрее обежит лесную поляну. Черепаха пустилась в путь, а Заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно тебя обгоню».

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от Черепахи можно отстать.

  • Догадайтесь, почему Заяц смеялся.
  • Какая мудрая мысль высказана в заключительной части сказки? Придумайте основную часть сказки.

114. Прочитайте. Чем интересна каждая пара имён существительных?

, лётчик — пилот, весна — осень, жара — холод, медведь — медведица, доктор — врач, ветер — ветерок, мир — ссора, метель — вьюга.

  • Выпишите слова так: сначала однокоренные слова (выделите в них корень), затем синонимы, затем антонимы.
  • Составьте и запишите с одним из слов предложение. Подчеркните в нём грамматическую основу.

115. Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст А. Мусатова.

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Сколько частей можно выделить в тексте? К каким из них даны рисунки? Какой ещё рисунок можно сделать?
  • Запишите заголовок и ответы на вопросы:
    1. Кто был озорной?
    2. Где сидел Мурзик?
    3. Какая птица села рядом?
    4. Куда прыгнул котик?
    5. Что сделала ворона?
    6. Что случилось с Мурзиком?
  • Проверьте себя: 1) прочитайте то, что вы написали; 2) понятно ли вам каждое предложение; 3) все ли слова написаны правильно; 4) правильно ли оформлены начало и конец каждого предложения.

Проверь себя

1. Расскажите, что вы узнали об имени существительном. Для чего в нашей речи мы используем имена существительные?

2. Прочитайте. Скажите, какие слова не являются именами существительными. Объясните свой ответ.

Мороз, морозный, рисовать, рисунок, играть, игра, шофёр, фамилия, имя, зелёный, зелень, художник.

3. Прочитайте слова. Какие из них имена существительные? Как вы это узнали?

Лисьи, ведут, в, чащу, следы, лесную.

  • Составьте предложение из этих слов. Запишите его. Над именами существительными укажите их число (ед. ч. или мн. ч.).

4. В какие группы можно объединить данные имена существительные? Объясните свой ответ.

Москва, девочка, радуга, Катя, москвичка, учитель, река, медведь, Россия, январь, Волга, медведица, москвич.

5. Подготовьте рассказ о том, где вы живёте. В этом вам помогут вопросы.

  • В какой области вы живёте?
  • В каком районе?
  • В каком городе (деревне, посёлке)?
  • На какой улице?
  • Есть ли в вашей местности река (озеро, море) и горы? Как они называются?
  • За что вы любите свою малую родину?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru