Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое глагол?

116. Рассмотрите рисунки.

  • Что делает мальчик? Назовите слова, обозначающие действия мальчика.
  • На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся?
  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его. Подчеркните слово, обозначающее действие предмета.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать — это глаголы.

117. Скажите, какие домашние обязанности вы выполняете.

  • Составьте рассказ на эту тему.

118. Прочитайте. Все ли действия животных названы правильно?

      Птицы зажужжали.
      Лошади заржали.
      Мухи зачирикали.
      Лягушата крякают.
      А утята квакают.
      Поросята хрюкают.
      (К. Чуковский)

  • Запишите предложения правильно. Назовите сказку.
  • Прочитайте слова, которые отвечают на вопросы что делают? что сделали? Какой частью речи они являются?

119. Прочитайте слова. Докажите, что это глаголы.

Чирикают, лает, сверкнула, прогремел, светит, учиться, моросит, играли, зазеленела, сияло, разговаривают, читали, работать.

  • Поставьте вопрос к глаголам. На какой из данных вопросов отвечает каждый глагол:

    Что делает? что делают? что сделал? что сделала? что делали? что делало? что делать?

  • Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделала?
  • Придумайте предложение с любым глаголом. Запишите. Подчеркните в предложении сказуемое.

120. Прочитайте.

Весна, наступает, снег, тает, лёд, потемнел, на, реке, прилетели, грачи, скоро, прилетят, и, скворцы, жаворонки, в, лес, запели, песни, птицы.

  • Найдите глаголы. По каким признакам вы их определили?
  • Составьте из данных слов шесть предложений. Где нужно, изменяйте форму слова.
  • Запишите три любых предложения. Подчеркните в них главные члены.

121. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает — мурашей да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит...

(К. Ушинский)

  • Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, пропуская их. Что стало непонятным, когда вы читали текст без глаголов? Для чего нужны в нашей речи глаголы?
  • Спишите второе предложение. Подчеркните в нём главные члены. Над подлежащим и сказуемым укажите, какими частями речи они выражены.

122. Прочитайте.

      Ледоход! Лёд идёт!
      Вышел на берег народ,
      Смотрит, как река играет,
      Лёд в кусочки разбивает.
      Льдины прыгают, кружатся,
      Друг на друга громоздятся,
      Друг за другом вдаль спешат,
      И грохочут, и трещат.
      (В. Мирович)

  • Какую картину вы представили, читая эти строки? Какие слова помогли вам ярко представить ледоход? Прочитайте их.
  • Спишите описание движения льдин. Подчеркните глаголы.
  • Из других предложений выпишите глаголы. Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделал?

123. Прочитайте. Докажите, что эти пары слов - однокоренные слова.

  • Какими частями речи являются однокоренные слова в каждой паре слов? По каким признакам вы их определили?
  • Спишите только глаголы. Подчеркните в безударных слогах корня буквы, написание которых надо проверять.
  • Составьте предложение с одним из глаголов.

124. Прочитайте. Дополните предложения подходящими по смыслу сочетаниями слов, чтобы получилось стихотворение.

И солнце играет (...).
И кошка играет (...).
И Женя играет (...).

И мама играет (...).
И папа играет (...).
И дедушка (...).

(А. Шибаев)

    Слова для справок: клубком на крылечке, есть кукла у Жени, с внуком играет в избе, лучами на речке, в театре на сцене, на медной трубе.

  • Запишите два предложения, где глагол играет употреблён в прямом значении.

125. Прочитайте загадку. Отгадайте её.

      Растёт-зеленеет,
      Расцветает — желтеет,
      А когда отцветает,
      Седеет и улетает.
      (А. Лугарёв)

  • Спишите загадку и напишите отгадку. Какую историю о жизни растения рассказали вам глаголы?

126. Прочитайте.

Настоящая весна _____ в середине марта. В городах и посёлках ____ с крыш, ____ длинные сосульки. Радостно, по-весеннему ____ воробьи. Первыми _____ грачи. В старых парках на высоких деревьях ____ они свои гнезда.

(И. Соколов-Микитов)

Слова для справок: устраивают, чирикают, висят, приходит, течёт, прилетают.

  • Спишите, вставляя в предложения пропущенные глаголы из слов для справок.

127. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

  • Какое время года изображено на картине? Что вы видите на картине? Опишите небо, облака, снег, озерки талой воды на пруду, берёзы. Расскажите о грачах.
  • Можно ли, глядя на картину, услышать музыку весны?
  • Составьте по картине рассказ. Запишите его.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru