Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Единственное и множественное число глаголов

128. Прочитайте.

      Мокнут листья и цветы,
      Мокнут лужи и зонты,
      Мокнут парки и поля,
      Мокнет мокрая земля.
      (В. Левин)

  • Что обозначает слово мокнуть? Уточните значение этого слова в толковом словаре учебника.
  • Почему в одних предложениях употреблён глагол мокнут, а в других - мокнет? Действия одного или многих предметов обозначает глагол мокнет? А глагол мокнут?
  • В каком числе употреблены эти глаголы? А имена существительные?
  • Спишите предложение. Над именами существительными и глаголами укажите число (ед. ч. или мн. ч.).

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:

129. Прочитайте.

  1. Читает — читают, звонит — ..., летит — ..., жужжит — ... .
  2. Повторила — повторили, говорил — ..., гремело — ... .
  • Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
  • На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? во множественном числе?
  • Сравните пары глаголов. Подчеркните в словах ту часть, которая указывает на то, что форма глагола изменилась.

Глаголы изменяются по числам: читает - читают, играет - играют.

При изменении числа глагола изменяется его форма.

130. Прочитайте. Найдите в каждой строке синонимы и лишнее слово.

  1. Светит, сверкает, блеск, сияет.
  2. Письма, пишут, сочиняют, слагают.
  3. Работал, трудился, рабочий.
  4. Игра, исполняет, играет.
  5. Грустит, печалится, уныние.
  • Спишите любую группу синонимов без лишних слов. В чём сходство и различие синонимов?
  • Определите число глаголов.
  • Составьте нераспространённое предложение с одним из выделенных глаголов. Подчеркните в нём главные члены.

131. Прочитайте выразительно.

      Опять — весна.
      Весна пришла!
      Творятся дивные дела:
      То по реке помчится лёд,
      То где-то снег трава пробьёт,
      То золотистые веснушки
      Усеют щёки и носы,
      То классу шустрые пичужки
      Дадут в учебные часы
      концерт бесплатный...
      (А. Костецкий)

  • Выпишите глаголы. Устно поставьте к каждому глаголу вопрос.
  • Определите число глаголов. Произнесите каждый глагол, изменяя его число.
  • Найдите и выпишите нераспространённое предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого.

132. Прочитайте правильно.

      (Что сделать?) понять, начать, взять.
      (Что сделал?) понял, ..., ... .
      (Что сделала?) поняла, ..., ... .
      (Что сделали?) поняли, ..., ... .

  • Измените форму глаголов начать и взять по вопросам. Ставьте ударение на те же слоги, что и в формах слова понять.
  • Запишите глаголы без вопросов, обозначьте в них ударение.
  • Проверьте себя по орфоэпическому словарю учебника.
  • Придумайте предложение с одним из глаголов.

133. Прочитайте.

      (Кто?) надевает (что?) ... .
      (Кто?) одевает (кого?) ... .
      (Кто?) одевается (сам, сама).

  • Когда употребляют в речи глагол одевает, а когда - надевает?
  • Составьте предложение с каждым глаголом. Вопросы замените именами существительными. Запишите предложения.
  • Расскажите о том, как вы заботитесь о своих младших братьях (сестрах).

134. Прочитайте.

Думать, блестеть, бежать, стыдить, угощать.

  • Найдите в словаре синонимов глаголы-синонимы к данным словам. Запишите их парами по образцу.

Образец. Думать — размышлять.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru