Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание частицы НЕ с глаголами

135. Прочитайте выразительно.

   Не

      Завести велели мне
      Новые привычки:
      Никогда девчонок не
      Дёргать за косички!
      Никогда с братишкой не
      Драться за обедом!
      На уроках больше не
      Говорить с соседом!
      (Н. Вронский)

  • Почему автор так назвал стихотворение? О чём оно? Какие ещё хорошие привычки должны быть у ребят?
  • Выпишите глаголы с частицей не. Подчеркните частицу не.

Слово не - это частица.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

136. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

      Не хвались, пока люди не похвалят.
      Не дразни собаки, и лаять не станет.
      Языком не спеши, а делом не ленись.

  • Запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя. Подчеркните глаголы и частицу не.
  • Придумайте на тему любой пословицы рассказ. Подготовьтесь его рассказать.

137. Прочитайте выразительно.

   Гололедица

      Не идётся и не ёдется,
      Потому что гололедица.
      Но зато отлично падается!
      Почему ж никто не радуется?
      (В. Берестов)

  • Почему стихотворение так называется?
  • Прочитайте ещё раз и скажите, какие слова в строках рифмуются. Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся слов?
  • Спишите. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы и частицу не.

138. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Зацв..ла ива. Сп..шат гости на пир. Шмель прил..тел. Приб..жали муравьи. Комарики прил..тели. Мухи жужжат. Все гудят, торопятся: заз..ленеет ива — пир кончится.

(Н. Сладков)

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами. Определите число глаголов.
  • Подготовьтесь писать текст под диктовку. Обратите внимание на знаки препинания в последнем предложении.

139. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Мазнина «Походили, поболтали».

      Походили, поболтали,
      Посидели, помолчали,
      Оглянулись — утра нет,
      Говорят: «Уже обед!..»
      Пообедали
      И встали,
      Повстречались,
      Побежали,
      Погонялись за котом,
      Посмеялись,
      А потом —
      Распрощаться не успели,
      Как уже лежим в постели.

  • О ком это стихотворение? Почему автор использовал так много глаголов?
  • Объясните написание выделенных орфограмм. Вы пишите глаголы.

обе́д

140. Прочитайте. Из каких сказок эти слова?

  • Спишите любую группу слов. Над словами обозначьте, какой частью речи они являются.
  • Вспомните содержание любой из этих сказок. Запишите 1-2 предложения, используя данные слова.

141. Прочитайте. Спишите. Запомните, как произносятся данные глаголы.

  1. Балова́ться, звони́ть, повтори́ть.
  2. Кле́ить, кле́ю, кле́ит, кле́ят.
  3. Звала́, зва́ли, не зва́ли, не звала́.

142. Прочитайте. Подберите из словаря к каждому из данных глаголов антонимы.

Запрещать, наказывать, одобрять, радовать.

  • Запишите антонимы парами.
  • Составьте предложения с каждым словом любой пары глаголов.

143. Прочитайте.

1. Муравей сел на ветку и спасся. 2. Волна захлестнула его и чуть не потопила. 3. Голубка несла ветку. 4. Она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. 5. Муравей спустился к ручью: захотел напиться.

(Л. Толстой)

  • Можно ли данные предложения назвать текстом? Объясните свой ответ.
  • Расскажите, как составить из этих предложений текст. Составьте текст и озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и составленный текст.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru