Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Признаки каких предметов могут обозначать эти слова?
Запишите (без вопросов), вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.
К какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
Слова лёгкий, весенний, добрый - это имена прилагательные.
149. Прочитайте высказывание А. Н. Толстого.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?
Спишите. На какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией ().
150. Прочитайте. Отгадайте загадку.
, краснолапый,
Мама беленькая вся,
Детки жёлтые у папы, —
Чья ж гуляет тут семья?
(С. Городецкий)
Докажите, что выделенные слова - это имена прилагательные. С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имён существительных к именам прилагательным.
Спишите загадку.
151. Прочитайте сочетания слов. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
Обратите внимание! Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы, например:
154. Прочитайте отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок, вроде ромашки. У цветка было семь прозрачных лепестков: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
Какие слова помогли вам представить красоту цветика-семицветика? К какой части речи относятся эти слова?
А теперь прочитайте этот текст без имён прилагательных. Какую же роль выполняют они в тексте?
Спишите последнее предложение. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
Обратите внимание! Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
155. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.
1. Муравей мален..кий, а слон .... 2. Уголь чёрный, а снег ... . 3. Д..рога широкая, а тр..пинка ... . 4. Перец гор..кий, а сах..р ... .
Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные. Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?
Обратите внимание! При сравнении двух пред метов используются имена прилагательные, которые описывают предметы с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу:
маленький — большой, светлый — тёмный, горький — сладкий.
156. Прочитайте. Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
(...) __________, как лиса.
(...) __________, как солнышко.
(...) __________, как ёжик.
(...) __________, как заяц.
(...) __________, как апельсин.
Образец. (Какой?) Кислый, как клюква.
Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное.
157. Прочитайте. Составьте и запишите из данных слов предложение.