Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?
163. Прочитайте.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!..
(К. Бальмонт)
Скажите, какой вы представили снежинку. Какие слова вам в этом помогли? А почему снежинка смелая?
Запишите стихи по памяти. Проверьте себя.
Пофантазируйте на тему «Путешествие снежинки на землю». Составьте такой рассказ или сказку и подготовьтесь его рассказать.
164. Прочитайте.
По дороге разгуливают грачи... Как они хороши! Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.
(Г. Скребицкий)
О ком говорится в тексте? Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам?
Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи?
Спишите. Проверьте себя. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.
165. Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?
В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.
(Г. X. Андерсен)
Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать?
Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор.
Выпишите из текста имена прилагательные. А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст.
Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.
К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
166. Прочитайте.
Крокодил - самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.
Докажите, что вы прочитали текст. Определите: этот текст - описание или повествование?
Спишите. Укажите над каждым именем прилагательным его число.
167. Прочитайте отрывок из загадки О. Беляевской «Кто это?», в котором пропущены имена прилагательные (см. слова для справок). Отгадайте загадку.
Я живу под землёй в _____ норке.
Шубка _____, ____ рост.
Глазки, _____ бусинки, зорки,
И верёвочкой _____ хвост...
Я боюсь ______ вороны,
_____ совы и хорьков,
Голодаю весною _____ ,
Зябну в сырости _____ снегов.
Слова для справок: тоненький, крошечный, чёрные, серая, долгоносой, тёмной, талых, студёной, желтоглазой.
Спишите, вставляя пропущенные имена прилагательные.
Можно ли назвать этот текст описанием? Почему?
Какие сравнения использует автор при описании зверька? Понравились ли они вам?
Выпишите из второго предложения имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся.
168. В текстах упр. 164 и 165 есть слова с выделенными орфограммами. Попытайтесь объяснить их правописание (выберите один из текстов).
169. Выберите предмет для описания: любимую игрушку, домашнее животное (кота, собачку), комнатное растение и др.
Составьте текст-описание этого предмета. Начните так: «Я хочу рассказать о...» Далее опишите, как выглядит предмет, каков его внешний вид. В конце скажите, как вы относитесь к выбранному предмету.
170. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины русского художника Фёдора Петровича Толстого. Свой натюрморт он назвал «Букет цветов, бабочка и птичка».
Обратите внимание, с какой достоверностью художник изобразил цветы в вазе. Сквозь прозрачное стекло виден каждый стебелёк. На розовых лепестках дрожит капля росы. На вазе сидит бабочка, на листке в букете - муха, на жёрдочке - птичка щегол, а около вазы на веточке — гусеница.
Скажите, что больше всего вам понравилось в картине художника.
Опишите предметы: какие цветы, ваза, бабочка, птичка? Какие чувства у вас возникали, когда вы рассматривали эти предметы?
Составьте небольшой текст-описание натюрморта. Подготовьтесь его рассказать.
Запишите 3-4 предложения из составленного текста.
Проверь себя
1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы используем имена прилагательные в нашей речи?
2. Прочитайте слова. Каким образом можно узнать среди этих слов имена прилагательные?