Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое части речи?

   Части речи и их значение

Часть речи

Что обозначает?

На какой вопрос отвечает?

Имя существительное

Предмет

кто? что? и др.

Имя прилагательное

Признак предмета

какой?
какая?
какое? и др.

Глагол

Действие предмета

что делает?
что сделает?
что делают? и др.

Местоимение

Указывает на предмет, но не называет его

кто?
что?
и др.

89. Рассмотрите таблицу на этой странице. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о частях речи?».

  • На какие ещё вопросы отвечают имена существительные? имена прилагательные? глаголы? Приведите примеры слов каждой части речи.
  • Какие ещё части речи вы знаете? К каким частям речи относятся:

      а) слова в, на, о, к;
      б) слово не;
      в) слова и, а, но?

90. Прочитайте выразительно.

      Клёкот журавлиный,
      Осень на носу...
      Сколько паутины
      Заплелось в лесу!
      Что ж вы заскучали,
      Тёмные леса?
      Что ж вы замолчали,
      Птичьи голоса?
      (К. Саконская)

  • Что обозначает словосочетание осень на носу?
  • Спишите. Определите вид предложений по интонации и цели высказывания. Найдите обращения, подчеркните их.
  • Найдите знакомые части речи. Объясните, по каким признакам вы их определили.

91. Прочитайте. Запишите стихи по памяти.

      Что за утро! Серебряный иней
      На зелени лу́га лежит.
      (И. Суриков)

  • Укажите над каждым членом второго предложения, какой частью речи он выражен.

Обратите внимание! Предлоги не могут употребляться самостоятельно (например, без имени существительного). Они не являются членами предложения.

92. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды».

  • Понравилась ли вам картина? Чем? Что особенно привлекло ваше внимание: цветы? ваза? плоды? цвет и форма плодов? В чём вы видите их красоту и привлекательность?
  • Составьте по репродукции картины небольшой текст. Запишите его. Какие изученные части речи вы употребили в тексте? С какой целью?

93. Прочитайте. Озаглавьте текст.

«Стальной конь» — так метко назвал народ трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоёмкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и при благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.

  • Выпишите из текста предложение, в котором два имени существительных: одно одушевлённое, а другое неодушевлённое. Подчеркните имя существительное одушевлённое.

тра́ктор

94. Прочитайте.

За́мок — замо́к, гво́здики — гвозди́ки, а́тлас атла́с, стре́лки — стрелки́, и́рис — ири́с.

  • Докажите, что данные слова являются именами существительными. Объясните их лексическое значение.
  • Какие имена существительные употреблены в единственном числе? во множественном числе?
  • Составьте предложения с любой парой имён существительных. Запишите их.

95. Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

Девочка ..., мальчик ..., город ..., озеро ..., село ..., деревня ..., улица ..., корова ..., собака ..., коза ..., кошка ..., конь ... .

  • Запишите сочетания слов. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных.

96. Прочитайте.

1. В лесу р..бята собирали гр..бы. Под ел..ю ребята нашли семейку л..сичек. 2. Птенец выпал из гн..зда. Пт..нец л..жал на д..рожке и жалобно п..щал. 3. Из-за туч выгл..нуло солнышко. Солнышко светило ярче летнего. 4. На пень вползла ящерица. Ящерица зах..тела погреться на солнышке.

  • Какое из выделенных имён существительных в каждой паре предложений надо заменить местоимением или существительным-синонимом? Почему?
  • Спишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, имя существительное местоимением или существительным-синонимом. Вставьте пропущенные буквы.

97. Прочитайте стихотворение.

   Почему у Чири́кти пропал аппетит?

      Чири́ктя, обедать лети на окно:
      В кормушке опять появилось пшено!
      — Спасибо, Мяу́ктя, за добрую весть,
      Но мне почему-то не хочется есть.
      (В. Левин)

  • Прочитайте выделенные слова. Как вы их поняли? К какой части речи вы их отнесёте? Почему?
  • Когда говорят: пропал аппетит? Почему у Чирйкти пропал аппетит?
  • Спишите стихотворение. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните предлоги.

98. Прочитайте загадки. Объясните отгадки к загадкам.

1. Краснен..кая Матрёшка, белен..кое с..рдечко. (____) 2. На л..сной п..ляне красуется Тат..яна — алый сарафан, белые крапинки. (____) 3. Цвет белый, а яг..да чёрная. (____) 4. Маленький мужичок, шу..ка д..ревянная. (____)

Отгадки: черёмуха, земляника, орех, малина.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите отгадки к загадкам.
  • Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. На какой вопрос отвечает каждое из них?

чёрный

99. Прочитайте стихотворение.

      Лес, точно терем расписной,
      Лиловый, золотой, багряный,
      Весёлой, пёстрою стеной
      Стоит над светлою поляной.
      (И. Бунин)

  • Каким вы представили лес? Почему автор сравнивает его с теремом?
  • Как вы понимаете значение словосочетания терем расписной?
  • Найдите в стихотворении имена прилагательные, близкие по значению словам жёлтый, красный, фиолетовый, разноцветный.
  • Спишите стихотворение. Проверьте себя. Подчеркните имена прилагательные.

100. Прочитайте осенние зарисовки.

Берёзки и осинки начинают сыпать на молодые ёлочки вниз золотые и красные пятачки.

В золотом кораблике из берёзового листа на тонкой своей паутинке спускается в гибком блюдце паучок.

(М. Пришвин)

  • Какие наблюдения описал автор? Как он об этом сказал? Какие слова и выражения вам понравились?
  • Спишите одно из предложений. Соедините знаком имя прилагательное с тем именем существительным, с которым оно связано по смыслу.

101. Прочитайте. Как вы думаете, почему автор дал тексту такое название?

   Заячья храбрость

Гулял заяц в лунную ночь по снегу. Расхвастался перед товарищами храбростью, да увидел свою тень и перепугался. Бросился бежать. Оглянулся, а тень сзади догоняет. С перепугу заяц перевернулся, а тень уже впереди.

Видит заяц, не убежать ему от тени, сел на задние лапки и закричал: «Караул, погибаю!!!»

(Н. Богословский)

  • Выпишите из текста глаголы, отвечающие на вопросы что делал? что сделал? что делает? что сделать?

    Образец. (Что сделать?) не убежать.

102. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Мес..ц сентябрь... Пора пёстрых листьев. Лист..я л..тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым к..вром, что в глазах рябит и кружится г..лова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты.

(Н. Сладков)

  • Как автор сказал о листьях? Что обозначают выделенные сочетания слов?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены?
  • Пофантазируйте: о чём могут шептаться осенние листья? Поделитесь своими мыслями с одноклассниками.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru