Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое основа слова?

178. Рассмотрите схему. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?

  • Найдите основу слова и окончание в словах пушистый, снежинки, улетят. Выделите основу знаком .

Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение.

Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.

179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

  • Найдите в тексте слова с корнем ящер-. Запишите эти слова группами: в одну - однокоренные слова, в другую - формы одного и того же слова.
  • Выделите в словах все значимые части слова.

Страничка для любознательных

   Словообразовательный словарь

Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит.

Посмотрите, как даны в нём слова: все значимые части слов отделены друг от друга, а первым даётся слово, от которого образованы однокоренные слова.

180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый.

  • Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.

181. Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный.

Обратите внимание! Цифра 2, стоящая справа от слова, показывает, что его нужно разобрать по составу.

182. Прочитайте.

      замок — замок
      собака — щенок
      сырник — сырок
      Томск — томичи
      семь — семья
      водолаз — вода
      рука — ручка2
      снегирь — снежок2
      город — города
      мороз — холод

  • Какие пары слов являются однокоренными?

183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка, кормушка, поездка.

  • Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

184. Прочитайте.

Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
  • Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.

1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки.

  • Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

186. Прочитайте.

Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги. И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так — пироги. Наверно, их тоже пекли?»

(Г. Цыферов)

  • Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
  • Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.
  • Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.

пиро́г

187. Прочитайте. Назовите слово.

Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга.

  • Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.
  • Придумайте загадку такого же типа.

188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.

  • Запишите составленные пословицы.

189. Прочитайте словосочетания.

Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

  • Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.

Обратите внимание! Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.

шоссе́

190. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?

  • Нарисуйте схему состава выделенного слова.

191. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

(В. Бианки)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Выделите в тексте три части соответственно плану:
    1. Одинокий скворечник.
    2. Прощальная песенка.
    3. В далёкий путь.
  • Напишите изложение текста по плану.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru