Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание слов с удвоенными согласными

233. Прочитайте.

      Кто получит низкий балл,
      Не придёт на школьный бал.

      Если в доме много сора,
      Может в доме вспыхнуть ссора.

  • Какие слова произносятся одинаково, но имеют разный смысл? Объясните значение каждого слова.
  • Выпишите слова с удвоенными согласными.

Удвоенная согласная в слове - это орфограмма. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.

234. Прочитайте.

Аппетит, троллейбус, грамматика, теннис, суббота, бассейн, терраса, дрожжи, коллектив, хоккей, колледж, кроссворд, пассажир, кросс, антенна, коллекция.

  • Объясните лексическое значение каждого слова.
  • Запишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в них удвоенные согласные.
  • Образуйте от выделенных слов однокоренные слова -названия лиц, которые занимаются этим видом спорта.

коллекти́в колле́кция

235. Прочитайте.

  • Образуйте от каждого слова однокоренное имя прилагательное при помощи суффикса -н-. Запишите пары слов.

, луна, камень, длина, сон, окно, лимон, конь, осень.

  • Почему в именах прилагательных пишутся две буквы н?
  • Дайте совет другу, как перенести слова с двойными согласными с одной строки на другую.

236. Прочитайте.

Беззвёздный, перрон, картинный, ванна, матросский, ввозить, шоссе, аккуратный, суффикс, рассказать, коллектив, осинник, ссора.

  • Спишите слова в алфавитном порядке.
  • Назовите слова с удвоенными согласными:

      а) в корне;
      б) на стыке приставки и корня;
      в) на стыке корня и суффикса.

  • Подберите синоним к выделенному слову.

Обратите внимание! Удвоенные согласные встречаются:

  • в корне слов иностранного происхождения: ;
  • на стыке приставки и корня: ;
  • на стыке корня и суффикса: .

237. Прочитайте. Измените форму каждого слова из скобок по образцу. Запишите словосочетания.

  1. Много (программа, антенна, ванна, касса, сумма).
  2. Много (килограмм, грамм, класс, балл, кристалл).

Образец. 1. Много программ. 2. Много килограммов.

  • Запомните, как произносятся и пишутся слова с выделенными согласными в данных словосочетаниях.

грамм килогра́мм

238. Рассмотрите в «Картинной галерее» репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».

  • Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено?
  • Какой вы увидели природу на картине? А Снегурочку?
  • Понравилась ли вам картина? Поделитесь своими впечатлениями.
  • Составьте описательный текст по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». Подготовьтесь его рассказать и записать. При составлении текста можете пользоваться опорными словами.

      Опорные слова: зима, тёмный лес, ночь, алмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени, комья снега, хруст снега, красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки, пушистые ёлочки, тонкая берёзка, огоньки-светлячки.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru