Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.
Определите падеж выделенных имён существительных (по вопросам). К каким из них вы поставили вопрос чего?, а к каким — вопрос кого?
В каком словосочетании к имени существительному можно задать вопрос откуда?
С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
Запишите словосочетания без вопросов. Подчеркните предлоги. Выделите окончания имён существительных в форме родительного падежа.
трамва́й
Осина и без ветра шумит.
Шумит (без чего?) без ветра (Р. п.).
78. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. От скуки бери дело в руки. 2. У страха глаза велики. 3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют. 6. Не для шапки голова на плечах.
Объясните, как найти в предложении имена существительные в родительном падеже.
Спишите пословицы, в которых все имена существительные употреблены в форме родительного падежа.
79. Прочитайте.
Ценю народ мастеровой,
И лишь у пустомели
Бывает всякою порой
Семь пятниц на неделе.
(Я. Козловский)
Определите главную мысль стихотворения. Объясните значение выделенного слова и выделенного фразеологизма.
Спишите. Подчеркните имена существительные в родительном падеже.
пя́тница
У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: с плеч, из-за туч, с крыш, около дач, много задач.
80. Прочитайте. Отгадайте загадки. Объясните отгадки. Какая загадка является ещё и скороговоркой?
Около проруби сидят белые голуби.
С неба крупа падает.
От топота копыт пыль по полю летит.
Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает.
Отгадки: конь, белка, град, зубы.
Как определить падеж выделенных имён существительных?
Спишите скороговорку. Подчеркните главные члены предложения. Назовите словосочетания. Укажите падеж выделенных имён существительных.
81. Прочитайте. Какое слово в предложении пропущено?
Однажды Наташа гуляла в поле около леса. Она увидела голубой к..л..кольчик. Он рос д..л..ко от воды и совсем завял. Наташа пож..лела бедный цветок. Девочка прин..сла воды из руч..йка и нап..ила его. Голубой к..л..кольчик ожил, улыбнулся и ск..зал: «________, девочка! Не дала мне погибнуть. И я прин..су тебе радость».
(Н. Сидоров)
Спишите, вставляя пропущенные буквы и слово. Укажите падеж выделенных имён существительных.
Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текст.
Придумайте продолжение текста. Подготовьтесь его рассказать.