Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Все падежи

102. Расскажите по таблице «Признаки падежей» об одном из падежей по плану.

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное в этом падеже?
  2. С какими предлогами употребляется?
  3. Каким членом предложения является?
  • Приведите пример предложения с именем существительным в данном падеже и объясните, по каким признакам можно определить падеж существительного в предложении.

   Признаки падежей

Именительный падеж единственного числа - это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.

103. Прочитайте.

      Жил в деревне — приехал в деревню.
      Вышел на берег — отдыхал на берегу.
      Ударился о камень — рассказал о камне.

  • Объясните, как определить падеж имён существительных в каждой паре словосочетаний.
  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

Обратите внимание! Некоторые предлоги употребляются с несколькими падежами, например предлоги в, на, о — с винительным и предложным падежами:

104. Прочитайте. Составьте предложения.

1. Почуяли, и, пчёлы, мёд, стали, жужжать, столом, над. 2. Из, осу, мы, чайной, миски, ложкой, спасали. 3. Села, сразу, она, мёд, на, и, всеми, прилипла, лапками. 4. Оса, потом, прилетела. 5. Вечером, террасе, на, чай, мы, с, пили, мёдом.

  • Расположите составленные предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст. Укажите падеж выделенных имён существительных.

пото́м

105. Прочитайте Памятку 1 «Порядок разбора имени существительного». Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имён существительных.

106. Прочитайте.

1. Обезьяна сидела на дереве. 2. Филипок посмотрел на учителя и заплакал. 3. Муравей спустился к ручью. 4. Олень спрятался от охотников в виноградник. 5. Подавился волк костью. 6. Сокол поймал зайца. 7. Сын приехал из города к отцу в деревню.

(Л. Толстой)

  • Разберите одно из имён существительных как часть речи сначала устно по образцу, потом письменно по Памятке.

    Образец. (На) дереве — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём?, начальная форма — дерево. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме предложного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом.

107. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и предлоги.

Нар..совал ... альбоме, доехал ... д..ревни, был ... уж..не, спрятался ... кр..вать, вышел ... к..мнаты, рассказал ... компьютере, под..ехал ... метро, обвести ... пальца, прок..тить ... вет..рком.

  • Выделите в глаголах приставки, подчеркните предлоги. Над каждым именем существительным укажите падеж.
  • Объясните, как вы понимаете значение выделенных фразеологизмов.

вокру́г

108. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Как художнику удалось передать приближение весны и время суток — полдень?

  • Расскажите, какими вы увидели деревенский пейзаж, признаки весны. Выскажите своё отношение к картине.
  • Составьте по картине текст. Воспользуйтесь опорными словами. Придумайте к тексту заголовок.

    Опорные слова: окраина деревни, снежная поляна, овраг; холмы, поросшие густым лесом; забор, поленница дров, солнечные лучи, стройные берёзы, зелёные ели, голубые тени по снегу, мягкий пористый снег, проталины, куры, красивый петух, группа лыжников.

  • Запишите составленный по картине текст. Проверьте себя.

Проверь себя

1. Расскажите, что вы знаете об имени существительном. Для чего мы употребляем в речи имена существительные?

2. Прочитайте слова. Докажите, что только одно слово является именем существительным.

Дружба, дружный, дружить.

3. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т..вар..щ, ш..ссе, ..днажды, р..бина, чу..ство, ок..ло, тр..мвай, с..лома, п..том, м..тель, в..круг, в..сток, р..сун..к, комн..та, кр..вать, вет..р.

  • Над именами существительными укажите их род. К выделенным словам подберите синонимы.

4. Прочитайте предложение. Выпишите из него словосочетание с именем существительным в винительном падеже.

Узкая дорожка шла через поле к реке.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru