Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Число имён прилагательных

135. Прочитайте.

      Голубенький, чистый
      Подснежник-цветок!
      А подле сквозистый,
      Последний снежок...
      (А. Майков)

      Колокольчики мои,
      Цветики степные! Что глядите на меня,
      Тёмно-голубые?
      (А. К. Толстой)

  • Какими вы представили цветы? Объясните различие в значении слов голубой и голубенький, голубой и тёмно-голубой. А что обозначает слово сквозистый?
  • Определите, в каком числе употреблены имена прилагательные.
  • Запишите по памяти одно стихотворение. Проверьте себя.

Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:

Имя прилагательное изменяется по числам.

136. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

      Интересн... фильм — интересные фильмы.
      Син... василёк — синие васильки.
      Дальн... прогулка — дальние прогулки.
      Бел... фиалка — белые фиалки.
      Лёгк... облако — лёгкие облака.

  • В чём сходство и различие каждой пары словосочетаний? Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам?
  • Укажите число имён прилагательных и имён существительных, выделите окончания имён прилагательных.
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ие, -ые:

высок>[ие] (деревья), стройн[ые] (сосны).

137. Прочитайте. Объясните, одинаковые или различные будут окончания имён прилагательных в словосочетаниях с данными именами существительными в единственном и во множественном числе.

  • Запишите составленные словосочетания в единственном числе. Почему окончания имён прилагательных разные?
  • Запишите составленные словосочетания во множественном числе. Почему окончания имён прилагательных во множественном числе одинаковые?

поэ́т

Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

Говорите правильно!

Краси́вый, краси́во - красиве́е, краси́вей, жа́ркий - жа́рче, туго́й - ту́же, мя́гкий - мя́гче, гла́дкий - гла́же, сла́дкий - сла́ще, го́рький - го́рче, зво́нкий - зво́нче, кре́пкий - кре́пче, лёгкий - ле́гче, сла́бый - слабе́е, горя́чий - горяче́е.

138. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами и лексическое значение слова базар.

На базаре было светло и просторно. Высокие груды ов..щёй лежали на земле. Здесь были красные п..м..доры, стручковый перец, лиловые баклажаны, розовая м..рковка, густая п..хучая зел..нь петрушки, п..л..сатые з..лёные арбузы, бледные к..пус..ные коч..ны, укроп, лук.

(И. Соколов-Микитов)

  • Выпишите из текста словосочетания имён существительных с именами прилагательными в единственном числе, а затем с именами прилагательными во множественном числе.
  • Скажите, по каким признакам вы определили число имён прилагательных.

139. Прочитайте отрывок из основной части сказки В. Киреевой «Машин букет». Скажите, какие имена прилагательные пропущены в предложениях.

_______ р..машки г..ловками к..чают, к себе подзывают. _______ гв..здички глазками мигают, к себе приглашают. _______ к..л..кольчики г..ловками звенят, тоже в букет хотят. _______ васильки лепес..ками-пёрышками шелестят: в Машин букет х..тят. _______ незабудки и _______ иван-чай Маше на ножку наступили, взять их попр..сили.

    Слова для справок: красный, белый, фиолетовый, голубой, синий, алый.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и имена прилагательные в нужном числе. Чем интересен этот текст?
  • Пофантазируйте: придумайте начало и конец к данному тексту. Подготовьтесь рассказать составленный текст.

гвозди́ка

140. Прочитайте.

В наших лесах ж..вут б..льшой пёстрый дятел и малый пёстрый дятел. Б..лыпой дятел — со скв..рца, малый — чуть больше в..р..бья. У обоих — красные шапочки на г..л..ве. Оп..рение тоже пёстрое: перья и ч..рные, и белые, и красные.

(Ю. Дмитриев)

  • Как автор описывает птиц? Почему дятлы получили такие названия?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя окончания имён прилагательных.
  • Составьте свой текст, сравнивая размер и цвет оперения известных вам птиц.

141. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Подбирая слова, помните, что предметы сравниваются по одному признаку: либо по размеру, либо по цвету, либо по качеству.

1. Стебель тонкий, а ствол _______. 2. У зайца хвост короткий, а уши _______. 3. Слон большой, а мышь _______. 4. Ворота широкие, а калитка _______. 5. Весна бывает ранняя и _______. 6. Настроение у человека бывает весёлое и _______.

  • Запишите составленные предложения.

142. Представьте себе, что потерялся ваш маленький друг-животное (кошка, собака, хомячок, попугай). Напишите объявление о его пропаже. Опишите животное так, чтобы его можно было узнать. Начните так: «Пропала собака. Помогите её найти. Она...»

живо́тное

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru