Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Памятки

Памятка 1

   Порядок разбора имени существительного

1. Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.

2. Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?

3. Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа).

4. Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род, падеж, число; роль в предложении.

Образец устного разбора

Дело мастера боится.

Дело - это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма — дело. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.

Мастера - имя существительное, называет человека, отвечает на вопрос кого? Начальная форма - мастер. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме родительного падежа единственного числа. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: боится (кого?) мастера.

Образец письменного разбора

Дело — сущ. (что?). Н. ф. — дело. Неодуш., нариц., ср. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж.

Мастера — сущ. (кого?). Н. ф. — мастер. Одуш., нариц., м. р., в Р. п., в ед. ч. Втор. чл.

Памятка 2

   Порядок разбора имени прилагательного

1. Назовите имя прилагательное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.

2. Что обозначает имя прилагательное и на какой вопрос отвечает? К какому имени существительному относится?

3. Назовите начальную форму имени прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода).

4. Определите признаки прилагательного: род (в единственном числе), число, падеж; роль в предложении.

Образец устного разбора

Хвойные деревья стояли в серебристом инее.

Хвойные - это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? Относится к имени существительному деревья. Начальная форма - хвойный. Употреблено во множественном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: деревья (какие?) хвойные.

Серебристом - имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каком? Относится к имени существительному (в) инее. Начальная форма - серебристый. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в предложном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет второстепенный член: в инее (каком?) серебристом.

Образец письменного разбора

Хвойные — прил. (какие?). Н. ф. — хвойный. Во мн. ч., в И. п. Втор. чл.

Серебристом — прил. (каком?). Н. ф. — серебристый. В м. р., в ед. ч., в П. п. Втор. чл.

Памятка 3

   Порядок разбора глагола

1. Назовите глагол в той форме, в которой он употреблён в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?

2. Назовите начальную (неопределённую) форму глагола.

3. Определите признаки глагола: время, число; род (для глаголов в прошедшем времени, в единственном числе); роль в предложении.

Образец устного разбора

Дремлет чуткий камыш.

Дремлет - глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Неопределённая форма - дремать. Употреблён в настоящем времени, в единственном числе. В предложении является сказуемым: камыш (что делает?) дремлет.

Образец письменного разбора

Дремлет — гл. (что делает?). Н. ф. — дремать. В наст, вр., в ед. ч. Сказ.

Памятка 4

   Разбор предложения по частям речи

Образец письменного разбора

Памятка 5

   Как подготовиться к диктанту

1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.

2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Определи, в какой части слова находится проверяемая (или непроверяемая) орфограмма. Подумай, как объяснить её написание.

3. Если не знаешь, как проверить слово, то запомни, как оно написано.

4. Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложениях.

5. Будь внимателен при записи каждого слова.

Памятка 6

   Как подготовиться к изложению

1. Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.

2. Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание, как автор их раскрывает. Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.

3. Составь план. Для этого определи количество частей в тексте (или раздели текст на части, если они не выделены), выдели в них главное и озаглавь каждую часть — это и будет планом.

4. Найди слова с изученными орфограммами. Объясни их написание. Найди слова, которые могут вызвать затруднение при письме. Выпиши эти слова или запомни их. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания в них.

5. Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение по составленному плану. Каждую часть пиши с красной строки.

6. Проверь написанное изложение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru