Какие изменения произойдут со словами предложений, если употребить имена существительные в другом числе?
Запишите предложения, употребляя в них имена существительные в другом числе. Выделите в словах окончания.
Распространите одно из предложений второстепенными членами. Запишите. Подчеркните основу предложения.
30. Прочитайте.
Тёмный ельник снегами, как мехом
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, берёзы.
(И. Бунин)
Что вы представили? Какие сравнения придают стихотворным строкам выразительность?
Спишите. Укажите число имён существительных.
31. Выпишите из орфоэпического словаря пары имён существительных, которые даны в двух формах: в единственном и во множественном числе. Обозначьте в словах ударение и запомните их произношение.
• Устно составьте предложение с одним из записанных слов.
мн. ч.
имена существительные, которые изменяются по числам;
имена существительные, которые употребляются только в единственном числе;
имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Догадайтесь, в каких именах существительных нет окончания.
35. Прочитайте.
В июле созревают хлеба. В эту пору по ночам часто на небе вспыхивают зарницы. В народе их называют хлебозбрами. Хлебозоры хлеба зорят, озаряют. Не правда ли, хорошее это слово, образное, певучее?!
(П. Суреев)
Как вы понимаете значение выделенных слов?
Как образовалось слово хлебозоры? Что оно обозначает? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
Спишите первые три предложения, укажите число имён существительных.
36. Прочитайте. Составьте из слов предложения, где нужно, число имён существительных.
Подберите проверочное слово для каждого слова, изменив число имени существительного.
Запишите по образцу сначала проверочное слово, а затем проверяемое слово.
Образец. (Головы) голова, ... .
Правильно произносите слова!
директор - директора
доктор - доктора
повар - повара
адрес - адреса
блюдце - блюдца
термос - термосы
шофёр - шофёры
месяц - месяцы
компьютер - компьютеры
торт - торты
38. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий корм. Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принёс птичку домой, поместил её в клетку. Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с пшеном и блюдце с водой. Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной Костя выпустил птичку на волю.
(Г. Скребицкий)
Определите тему и главную мысль текста.
Найдите в тексте части, соответствующие плану:
Трескучие морозы.
У кормушки.
Живи, синичка!
Скоро на волю.
Выпишите трудные слова из каждой части.
Запишите заголовок текста. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.