64. Прочитайте. Запишите текст без вопросов, вcтaвляя в нужной форме имя существительное сосна.
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (чего?) ... всегда зелёная. Прилетел (к чему?) к ... дятел. Села (на что?) на ... синичка. Растут (под чем?) под ... маслята. Резвые белки играли (на чём?) на ... . Они бесстрашно перепрыгивали с ветки на ветку.
На какой вопрос отвечает имя существительное сосна в первом предложении? Каким членом предложения оно является?
На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях? Выпишите его вместе с теми словами от которых ставили вопросы к этому имени существительному.
Образец. Хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к ..., села (на что?) на ..., растут (под чем?) под ...; играли (на чём?) на ... .
Выделите окончание имени существительного сосна в каждом словосочетании. Почему изменялось окончание существительного сосна?
Сколько раз имя существительное сосна изменило своё окончание?
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Склонение (изменение по падежам) имён существительных «конь, зима, окно»
а) название каждого падежа;
б) падежные вопросы, на которые отвечают имена существительные в этом падеже;
в) имена существительные в данной падежной форме.
Какие имена существительные изменяются по вопросам кто? кого? кому? и др., а какие - по вопросам что? чего? чему? и др.
Запомните названия падежей и падежные вопросы к ним.
Обратите внимание! Имена существительные изменяются по падежам. Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.
66. Прочитайте падежные вопросы и слова. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей.
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чём?
Лиса, трава, стол, журавль, гнездо.
На какие вопросы будут отвечать при изменении по падежам данные имена существительные? Измените по падежам (просклоняйте) одно из них.
67. Прочитайте. Спишите, вставляя в предложения пропущенные имена существительные полынья, свинья в нужной падежной форме.
Шла весной по льду свинья. Ей попалась полынья.
Плюх!.. Торчит из ________
Только хвостик от __________.
Мы скорее к ________,
Мы помочь хотим ________.
Сами — чуть не в _______,
Но спасли-таки ________!
Недовольны мы ________: разве шутят с ________?
Вспоминают о ________, чтоб не плавать в ________.
(Т. Собакин)
Определите падеж имён существительных полынья и свинья в каждом предложении.
Подчеркните в первых двух предложениях главные члены.
68. Прочитайте. Найдите, где дано предложение, а где словосочетания. Определите падеж каждого имени существительного.
Спрыгнул (с чего?) с дерева (Р. п.).
Летел (на чём?) на паутинке (_. п.).
Радуюсь (чему?) тишине (_.. п.).
Доволен (чем?) прогулкой (_. п.).
Расцвели (что?) ландыши (_. п.).
Вижу (кого? что?) дятла, дупло (_. п.).
Запишите сначала предложение, затем словосочетания в том порядке, в каком располагаются падежи в русском языке. В скобках укажите падежи.
69. Прочитайте.
Очковая змея живёт в Индии. У змеи на затылочной части рисунок чешуи напоминает очки. За это она и получила название очковой. Индусы никогда не причиняют вред змее. Они почитают змею как священное животное и обращаются со змеёй почтительно и осторожно. Прочитайте об очковой змее в энциклопедии о животных.
Выпишите предложение, в котором имя существительное змея является подлежащим. Подчеркните подлежащее. Поставьте к нему вопрос.
Выпишите из других предложений словосочетания, состоящие из имени существительного змея и выделенных слов. Ставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите по вопросу падеж имени существительного змея в каждом словосочетании.
Образец. Рисунок (у кого?) у зме[и] (Р. п.); вред (кому?) ... .
Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного в предложении?
В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
70. Прочитайте. Когда так говорят?
Обсудите, пользуясь сведениями о языке, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении.
Спишите сначала предложение, в котором имя существительное дело стоит в именительном падеже, затем другие предложения.
Укажите падеж слова дело в каждом предложении.
71. Прочитайте. Составьте и запишите три предложения из данных слов.
Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.
Обратите внимание! Во всех падежах эти имена существительные имеют одну и ту же форму: подъехал к метро (Д. п.), ехал в метро (П. п.), вышел из метро (Р. п.).
73. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Яковлевича Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
К какой сказке написана картина? Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.
Чем вас заинтересовала картина? Какими впечатлениями о картине вы хотели бы поделиться?
Составьте по картине небольшой текст. Это может быть текст-описание картины или текст-отзыв о картине. Подготовьтесь его рассказать.