Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

   

Наша речь и наш язык

1. Прочитайте высказывания о языке и речи. Объясните, как вы их поняли.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К. Паустовский)

Наш язык — это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (Д. Лихачёв)

  • Спишите первое высказывание. Проверьте себя.
  • Знаете ли вы мудрые изречения о русском языке? Начинайте их находить и записывать.

2. Прочитайте пословицы о языке и речи. Объясните, как вы поняли их смысл.

  1. В доброй беседе всяк ума копит.
  2. Умные речи приятно и слушать.
  3. Сперва подумай, а потом скажи.
  4. По речам узнают человека.
  5. Что на уме, то и на языке.
  6. Язык мой — друг мой.
  • Запишите по памяти любые две пословицы. Проверьте себя.
  • Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера». Выберите любую пословицу и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе.

челове́к

3. Прочитайте.

Здравствуйте! Спасибо. Доброй ночи! Пожалуйста. Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста. До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прощайте! Благодарю вас!

  • Выскажите мнение: почему эти слова иногда называют «волшебными словами» русской речи?
  • В чём волшебная сила этих слов? Почему они так необходимы?
  • Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения.
  • Подготовьте сообщение на тему «Волшебные слова нашей речи».

пожа́луйста

4. Рассмотрите рисунки. Определите их тему. Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни?

  • Составьте по любому рисунку текст, включив в него диалог. Подготовьтесь его инсценировать.
  • Какие из слов упр. 3 вы употребили в диалоге?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru