Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый, златоглавый,
Пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(А. Пушкин)
Найдите в тексте однокоренные слова. Что они обозначают? Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?
Запишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень. Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
Подчеркните изученные орфограммы в корне слов.
Значимые части слова
Часть слова
Определение
Пример
Корень
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов
соль
солить
солёный
Приставка
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов
посолить
досолить
пересолить
Суффикс
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов
солонка
солёный
соляной
Окончание
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова
соль - без соли солит — солят соленый — соленая
Основа
Часть слова без окончания
безсолевой
79. Прочитайте таблицу «Значимые части слова». Составьте по ней сообщение «Что я знаю о значимых частях слова».
80. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными. Объясните почему.
Сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый.
Липа, липкий, липучий, липовый, липнуть.
Рис, рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.
81. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите.
Горизонт — горизонтальный, журнал — журналист, октябрь — октябрьский, рисовать — нарисовать, костюм — костюмчик, город — пригород, звонить — перезвонить, свистеть — засвистеть, звезда — беззвёздный, осина — подосиновик.
Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.
Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить, в какой части слова вы подчеркнули каждую орфограмму.
костю́м
82. Прочитайте.
Дождик льёт — кругом вода.
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод Задрожал водопровод.
Протекает небосвод —
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
(Л. Яхнин)
Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными.
Выполните одно из заданий:
выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную букву о. Объясните значение этих слов;
выпишите слова, однокоренные слову вода. Выделите в них корень.
83. Прочитайте. Где пропущены запятые?
Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах на тихих потемневших водах речных заливов.
Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
Докажите, что вы правильно выполнили задания.
87. Прочитайте.
На п..лянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябен..кие и пуш..стые. Они разб..жались по п..ляне. Тетёрка нашла мурав..иную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сб..жались тетеревята и стали клевать вкусные мурав..иные яйца. Тетёрка ст..яла в ст..ронке — поглядывала, не л..тит ли ястре.., не кр..дётся ли л..сица.
(Г. Скребицкий)
Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.
Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.
Выделите в глаголах приставки.
Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам:
88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам:
Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.