3. Показатель формы женского рода имён существительных:
рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих)
Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки указывают на то, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают слияние согласного звука [й'] и последующего гласного звука.
106. Вспомните по таблице «Правописание слов с буквами Ь и Ъ», какую роль выполняют в словах буквы мягкий знак и твёрдый знак.
Составьте сообщение по таблице и плану:
Какую «работу» может выполнять в слове буква мягкий знак (ь)? твёрдый знак (ъ)?
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь), а когда — твёрдый знак (ъ)?
Выпишите из таблицы слова с мягким и твёрдым знаками. Приведите свои примеры на эти правила.
107. Прочитайте.
В доме отдыха — плакат.
Объявления висят:
«Въезд машинам запрещён,
Чтоб не портили газон!»
«Около подъезда
Песни петь не место!»
«В семь часов у нас подъем.
А не ночью! И не днём!»
(А. Усачёв)
Выпишите из предложений слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки.
Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделите в нём корень.
Скажите, в каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв. А сколько букв и звуков в других словах?
Обсудите: какие ещё объявления могли быть в доме отдыха? Составьте такие объявления.
Составьте словосочетания, выбирая подходящие по смыслу слова из первой и второй групп.
Запишите составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные буквы. Проверьте себя.
Образец. Серьёзный разговор, ... .
109. Произнесите слова.
Что общего в произношении данных слов?
Спишите, заменяя звуковые обозначения буквами. Объясните, как можно перенести данные слова с одной строки на другую.
110. Прочитайте. Составьте из частей текст.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
(Ю. Дмитриев)
Определите тему и главную мысль составленного текста, подберите к нему заголовок.
Какого типа этот текст: описание или повествование? Прочитайте предложения, где даётся описание птенца.
Составьте план текста и напишите изложение по этому плану.