Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Текст и его план

5. Прочитайте.

Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила берёза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.

  • Докажите, что предложения составляют текст. О чём в нём говорится? Определите тему текста.
  • Спишите. Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

6. Прочитайте.

      Берегите Россию —
      Нет России другой.
      Берегите её тишину и покой,
      Это небо и солнце,
      Этот хлеб на столе
      И родное оконце
      В позабытом селе...
      (Е. Синицын)


  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Спишите. Проверьте себя.

Вспомните! Текст - это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст имеет тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.

7. Прочитайте.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.

Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

(Л. Толстой)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста?
  • Почему в тексте выделены три части? О чём говорится во вступительной, основной и заключительной частях текста?
  • Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план.
  • Устно передайте содержание каждой части.

Страничка для любознательных

О слове «каникулы»

Каникулой в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса — Сириус. Ежегодно она появлялась на небосводе в самом разгаре лета, 26 июля по нашему календарю. В июне начиналось жаркое время года, когда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении.

(Г. Юрмин)

8. Прочитайте.

Первая вахта

Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.

Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.

Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.

Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают — так и сияют от радости.

Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело — охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!

(Е. Пермяк)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Выпишите из каждой части текста трудные для написания слова.
  • Подготовьтесь к написанию изложения данного текста по самостоятельно составленному плану. Воспользуйтесь Памяткой 2 «Как подготовиться к изложению».

кани́кулы

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru