Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Типы текстов

9. Прочитайте три текста.

По наружности Соболько напоминал обыкновенную дворнягу. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Умная собака виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала.

Лебедь красиво подплыл к берегу.4 Он вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.

Один из островов Светлого озера назывался Голодаем. А назывался он так потому, что, попав на него в плохую погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.

(Д. Мамин-Сибиряк)

  • Определите тип каждого текста: это повествование, описание или рассуждение? О чём говорится в каждом из них: о признаках, о действиях или о причине чего-либо? К какому тексту можно поставить какой-либо из данных вопросов: какой? что произошло? почему?
  • Спишите любой текст. Проверьте себя.

Вспомните! Тексты бывают разные.

  • В повествовательных текстах повествуется, рассказывается, сообщается о чём-либо. К таким текстам можно поставить вопросы что? где? как? когда произошло?
  • В описательных текстах описываются люди, животные, предметы, события, картины природы. К описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?
  • В текстах-рассуждениях объясняется, доказывается что-либо, автор рассуждает о причинах явлений, событий, даёт им оценку. К таким текстам можно поставить вопрос почему?

10. Прочитайте предложения.

Ландыш — это травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков.

Ландыш клонит жемчуг круглых белых слёз. (В. Брюсов)

Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

  • О каком цветке идёт речь в каждом из предложений?
  • Обсудите, какие предложения можно встретить в научном тексте, а какое - в художественном.
  • Какие выразительные средства использовал В. Брюсов, чтобы образно описать ландыш?

11. Прочитайте названия тем для сочинения.

  1. Приметы золотой осени.
  2. Как красива осенняя берёзка!
  3. Осенний карнавал на лесной полянке.
  4. Осень — моё любимое время года.
  5. О чём шептались осенние листья?
  6. Разговор ёжика и зайца.
  7. Забавы осеннего ветра.
  8. Самое интересное событие моих летних каникул.
  • Выберите любую тему для сочинения. Определите его главную мысль. Продумайте содержание сочинения.
  • Определите, каким типом текста вы воспользуетесь при написании сочинения: описанием? повествованием? рассуждением? В каком жанре будет построено сочинение: это будет рассказ или сказка? Будет ли использован в тексте диалог?
  • Составьте текст на выбранную тему. Подготовьтесь его рассказать.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru