Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Дательный падеж

208. Прочитайте. Вспомните признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Вопросы

Предлоги

Окончания

кому? чему?
где? куда?

к, по

1-е скл.:
2-е скл.: -у, -ю
3-е скл.:

Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково: рад (кому? чему?) сестр[е], дёдушк[е]; кольц[у], друг[у], корабл[ю], приятел[ю]; любв[и], помощ[и]

  • Как проверить написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже?

209. Прочитайте.

      К добру и миру тянется мудрец,
      К войне и распрям тянется глупец.

  • Обсудите, справедливы ли эти слова. О чём заставляют они нас задуматься?
  • Запишите по памяти. Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания. Почему окончания у имён существительных в дательном падеже разные?

210. Прочитайте.

1. Пословица к (слово) молвится. 2. По (капля) — дождь, по (росинка) — роса. 3. По (речь) узнают человека. 4. (Дело) — время, (потеха) — час. 5. Поступай всегда по (совесть). 6. Отвага — (сила) подруга. 7. Цыплят по (осень) считают. 8. К всякой (вещь) относись бережно.

  • Объясните, одинаковые ли окончания будут у имён существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.
  • Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончания.

    211. Прочитайте.

    Радоваться, идти,
    плыть, подъехать,
    подарить, гулять,
    написать, спускаться.

    Успех, Волга, аллея, деревня,
    солнце, лестница, чаща, улица,
    гавань, бабушка, приятель, море,
    крепость, площадь, учитель.

    Образец. Подъехать к гаван[и] (3-е скл.).

    • Составьте словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа.
    • Выделите окончания имён существительных. Укажите склонение имён существительных.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    212. Прочитайте.

    Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

    (М. Пришвин)

    • Какова главная мысль этих строк? Как вы её поняли? Спишите или запишите по памяти. Проверьте себя.
    • В каком падеже употреблены имена существительные с выделенными окончаниями?

    213. Прочитайте. Одинаковые ли будут окончания данных имён существительных в родительном и дательном падежах? Почему?

    • Запишите данные имена существительные сначала в родительном, а затем в дательном падеже.

    214. Прочитайте. Составьте из данных слов пословицы, изменяя по смыслу форму выделенных имён существительных. Какой темой можно объединить пословицы?

    1. Ленивому, всё, книжка, Микитка, не, до. 2. Лодырь, Егорка, у, отговорки, всегда. 3. Ленивой, пряха, у, и, рубаха, для, себя, нет. 4. Лежебока, не, и, солнце, всходит, в, пору.

    • Запишите составленные пословицы. Укажите падеж и выделите окончания имён существительных в форме родительного и дательного падежей.
    • Составьте по любой из данных пословиц рассказ или сказку. Подготовьтесь рассказать составленный текст.

    215. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Пошёл он к своей землянк.., а землянк.. нет уже и следа. 2. Пушки с пристан.. палят, к..раблю пристать велят. 3. Волшебница велела Золушк.. приоткрыть дверцу мышеловк.. . 4. Я от дедушк.. ушёл, я от бабушк.. ушёл. 5. Лиса наварила манной каш.. и размазала по тарелк.. .

    • Спишите, вставляя пропущенные падежные окончания. Подготовьтесь доказать, что вы правильно написали окончания.

    216. Записывали ли вы когда-нибудь адрес на конверте? В каком падеже нужно поставить фамилию и отчество человека, которому адресуется письмо? А в каком падеже ставит фамилию, имя и отчество тот, кто отправляет письмо?

    • Напишите свой адрес, свою фамилию, своё имя.

    а́дрес

    217. Прочитайте.

    Рад встреч.., спросил у Серёж.., подошёл к чащ.., сказать учительниц.., спуститься с башн.., приехать к ноч.., вырезать из кост.., остановился возле деревн.., отвечать по математик.., суп из фасол.., служить Отчизн.., подарок для бабушк.., играли возле карусел.., спросил у Наташ.. .

    • Запишите по образцу сначала словосочетания, в которых имена существительные имеют окончание [-е] затем словосочетания, в которых имена существительные имеют окончание [-и]. Ставьте вопрос от главного слова к зависимому.

    Образец. Рад (чему?) встреч[ё] (1-е скл., Д. п.).

    218. Прочитайте скороговорку.

        Простокваш., дали Клаш.. —
        Недовольна Клаша:
        — Не хочу я простокваш.. ,
        Дайте просто каш.. .
        Дали вместо простокваш..
        Нашей Клаш.. каш.. .
        — Не хочу я просто каш.. ,
        Так — без простокваш.. .
        (Е. Благинина)

    • Спишите, вставляя пропущенные падежные окончания. Докажите, что вы правильно их написали.
    • Какие звуки учит произносить скороговорка? Подчеркните буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки.

     

     

     

  • Top.Mail.Ru
    Top.Mail.Ru