Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

234. Подготовьтесь читать выразительно. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      Н..чевала тучка з..л..тая
      На груди утёса-в..ликана;
      Утром в путь она умч..лась рано,
      По лазури весло играя.
      Но остался след в м..рщине
      Старого утёса. Од..ноко
      Он стоит, задумался глубоко,
      И т..хонько плачет он в пустыне.
      (М. Лермонтов)

  • Какие чувства у вас возникают, когда вы читаете эти строки? Найдите в тексте олицетворения.
  • Сравните имена существительные, имеющие одинаковые окончания. В одном и том же или в разных падежах они употреблены? Объясните правописание окончаний в этих именах существительных.

Е и И в окончаниях имён существительных

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р. п.

Д. п.

П. п.

235. Вспомните по таблице «Е и И в окончаниях имён существительных», в каких падежах и в каком склонении имена существительные имеют окончания -и, -е.

  • Приведите примеры имён существительных в данных падежах.

236. Прочитайте. Составьте предложения, ставя выделенные слова в нужную падежную форму.

  1. Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и.
  2. Она, на, высокой, ель, живёт,вершина.
  3. Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка.
  4. Свою, поёт, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.
  5. Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королёк, можно.
  • Запишите предложения. Составляют ли они текст? Почему? Придумайте к нему заголовок.
  • Укажите падеж выделенных имён существительных, подчеркните окончания.
  • Выпишите из второго предложения словосочетания.

237. Прочитайте.

      Улетел скворец от стужи,
      Сытно за морем живёт,
      Воду пьёт из тёплой лужи,
      Только песен не поёт.
      Рвётся он в края родные,
      Где родился и где рос,
      Где по-своему впервые
      Слово «мама» произнёс...
      (Г. Ладонщиков)

  • Определите тему и главную мысль этих арок.
  • Придумайте к стихотворению два заголовка: в первом должна быть выражена только тема, а во втором - и тема, и главная мысль.
  • Объясните написание выделенных падежных окончаний имён существительных.
  • Запишите по памяти первое предложение. Проверьте себя. Над именами существительными укажите падеж.

238. Прочитайте пословицы. Определите главную мысль одной из них.

1. Лучшее жить в теснот.., чем в обид.. . 2. При солнышк.. тепло, при матер.. добро. 3. Кошк.. — игрушки, а мышк.. — слёзки. 4. Без букваря и грамматики не учатся и математик.. . 5. Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасност.., мудрость в гнев.., дружба в нужде. 6. По капельк.. — море, по былинк.. — стог.

  • Спишите, вставляя окончания имён существительных.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

239. Прочитайте. Составьте из каждой пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падеже с предлогом.

Смеяться, радость; рисовать, тетрадь; подъехать, деревня; написать, тётя Ира; закричать, боль; побывать, Сибирь; работать, компьютер; приехать, бабушка Соня; идти, тропинка; взять, ладонь; плыть, Волга.

  • Запишите словосочетания. Укажите падеж и склонение имён существительных, выделите окончания.

    Образец. Смеяться от радост[и] (Р. п., 3-е скл.).

  • Оцените, насколько правильно вы выполнили задание.

240. Прочитайте. Какие из данных имён существительных и в каких падежах будут иметь одинаковые окончания?

Сказка, скатерть, тополь, товарищ, жизнь, яблоня, зернышко, грач, корень

  • Запишите группами имена существительные с одинаковыми окончаниями, ставьте их в нужном падеже, с предлогом или без предлога.

241. Прочитайте.

3..мой в заснеженном лесу з..лёная в белой шапочк.. и белом шарфик.. ёлочка — первая красавица. Войдёшь в ельн..к, а там, наперекор зиме, ж..вая зел..нь — сразу позабудешь о мороз.. .

(Ю. Дмитриев)

  • В каких частях слов пропущены буквы? Каким способом можно проверить их написание?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • В одном падеже или в разных стоят имена существительные с предлогом в? Объясните свой ответ.

242. Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар».

  1. Забывчивый охотник на привале
    Не разметал, не растоптал костра.
  2. А утром ветер разогнал туманы,
    И ожил потухающий костёр.
  3. И лес гудел от огненной метели,
    С морозным треском падали стволы.

    (В. Шефнер)

  • Догадайтесь, о чём это стихотворение.
  • Объясните написание выделенных в словах букв. Спишите.
  • В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж.
  • Составьте текст на тему «Берегите лес от пожара». Подготовьтесь его рассказать.

243. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Ноч..ю х..зяин-мороз плотно прикрыл озеро прозрачной л..дяной крышк.. . Прил..тела сорока. Села на кочку у кромк.. льда и смотрит вниз. Прыгнет на лёд, д..лбанёт клюв.. — и снова на кочку. Хочется полакомиться рыбк.., рыбка под самым нос, но не тут-то было!

(Н. Волокитин)

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение выражения не тут-то было.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных в творительном падеже, выделите их окончания.

244. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Хотел бы я тюльпан... быть;
Парить орлом по поднебесью...

      Хотел бы сделаться сосною;
      Былинк... в воздух.. летать;
      Иль солнц... землю греть весною;
      Иль в рощ.. иволг... свистать.
      (К. Прутков)

  • Какова тема этих поэтических строк? А вы хотели бы так пофантазировать?
  • Спишите, вставляя пропущенные окончания. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Над выделенными именами существительными укажите падеж.

245. Прочитайте.

1. Белый снег пушистый в воздух.. кружится. (И. Суриков) 2. Мартышка к старост.. слаба глазами стала. (И. Крылов) 3. Божьей коровк.., цветочной головк.. ласково кланялся ёж. (Ю. Мориц) 4. Пахнет свежестью сирен.. . (И. Бунин) 5. Сколько алых ягод у лесной рябинк.. . (Е. Трутнева) 6. Таня и мама ушли к дяд.. Кост.. . У Саш.. и Вал., гости. (Ю. Владимиров) 7. Зачем ты держишь кнут в ладон..? Легко в упряжк.. скачут кони. (Н. Рубцов)

  • Объясните написание пропущенных падежных окончаний имён существительных.
  • Подготовьтесь записать предложения под диктовку.

246. Прочитайте имена существительные и предлоги.

Костёр, зеркало, Волга, рысь, осинка, деревня, медведь, Петя, лестница.

  • Составьте и запишите словосочетания, употребив в них любое из данных имён существительных с предлогом. Укажите падеж и склонение имён существительных.

    Образец. Увидел (где? в чём?) в зеркал[е] (П. п., 2-е скл.), ... .

247. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница». Догадайтесь, почему картина так названа.

  • Чем привлекла ваше внимание кружевница?
  • Опишите её лицо; взгляд, обращенный на вошедшего человека; волосы, руки; сиреневую косынку, накинутую на плечи, светлое платье.
  • Видите, как ловко и умело пальчики проворных рук кружевницы плетут кружево: в правой руке булавка, в левой коклюшка (коклюшка - это точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев). Какие инструменты для работы по плетению кружев изобразил художник?
  • Какой вы увидели ткань? Обратите внимание на тонкое кружево внизу полотна.
  • «Кружевница» пришлась по душе современникам художника. А как вам понравилась картина-портрет? Поделитесь своими впечатлениями с товарищами по классу.
  • Составьте и напишите небольшой текст-отзыв о картине В. А. Тропинина «Кружевница».

портре́т

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru