Н..чевала тучка з..л..тая
На груди утёса-в..ликана;
Утром в путь она умч..лась рано,
По лазури весло играя.
Но остался след в м..рщине
Старого утёса. Од..ноко
Он стоит, задумался глубоко,
И т..хонько плачет он в пустыне.
(М. Лермонтов)
Какие чувства у вас возникают, когда вы читаете эти строки? Найдите в тексте олицетворения.
Сравните имена существительные, имеющие одинаковые окончания. В одном и том же или в разных падежах они употреблены? Объясните правописание окончаний в этих именах существительных.
Е и И в окончаниях имён существительных
Падежи
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
Р. п.
-и
-и
Д. п.
-е
-и
П. п.
-е
-е
-и
235. Вспомните по таблице «Е и И в окончаниях имён существительных», в каких падежах и в каком склонении имена существительные имеют окончания -и, -е.
Приведите примеры имён существительных в данных падежах.
236. Прочитайте. Составьте предложения, ставя выделенные слова в нужную падежную форму.
Улетел скворец от стужи,
Сытно за морем живёт,
Воду пьёт из тёплой лужи,
Только песен не поёт.
Рвётся он в края родные,
Где родился и где рос,
Где по-своему впервые
Слово «мама» произнёс...
(Г. Ладонщиков)
Определите тему и главную мысль этих арок.
Придумайте к стихотворению два заголовка: в первом должна быть выражена только тема, а во втором - и тема, и главная мысль.
Запишите по памяти первое предложение. Проверьте себя. Над именами существительными укажите падеж.
238. Прочитайте пословицы. Определите главную мысль одной из них.
1. Лучшее жить в теснот.., чем в обид.. . 2. При солнышк.. тепло, при матер.. добро. 3. Кошк.. — игрушки, а мышк.. — слёзки. 4. Без букваря и грамматики не учатся и математик.. . 5. Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасност.., мудрость в гнев.., дружба в нужде. 6. По капельк.. — море, по былинк.. — стог.
Спишите, вставляя окончания имён существительных.
Докажите, что вы правильно выполнили задание.
239. Прочитайте. Составьте из каждой пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падеже с предлогом.
Запишите словосочетания. Укажите падеж и склонение имён существительных, выделите окончания.
Образец. Смеяться от радост[и] (Р. п., 3-е скл.).
Оцените, насколько правильно вы выполнили задание.
240. Прочитайте. Какие из данных имён существительных и в каких падежах будут иметь одинаковые окончания?
Сказка, скатерть, тополь, товарищ, жизнь, яблоня, зернышко, грач, корень
Запишите группами имена существительные с одинаковыми окончаниями, ставьте их в нужном падеже, с предлогом или без предлога.
241. Прочитайте.
3..мой в заснеженном лесу з..лёная в белой шапочк.. и белом шарфик.. ёлочка — первая красавица. Войдёшь в ельн..к, а там, наперекор зиме, ж..вая зел..нь — сразу позабудешь о мороз.. .
(Ю. Дмитриев)
В каких частях слов пропущены буквы? Каким способом можно проверить их написание?
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
В одном падеже или в разных стоят имена существительные с предлогом в? Объясните свой ответ.
242. Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар».
Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
(В. Шефнер)
Догадайтесь, о чём это стихотворение.
Объясните написание выделенных в словах букв. Спишите.
В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж.
Составьте текст на тему «Берегите лес от пожара». Подготовьтесь его рассказать.
243. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Ноч..ю х..зяин-мороз плотно прикрыл озеро прозрачной л..дяной крышк.. . Прил..тела сорока. Села на кочку у кромк.. льда и смотрит вниз. Прыгнет на лёд, д..лбанёт клюв.. — и снова на кочку. Хочется полакомиться рыбк.., рыбка под самым нос, но не тут-то было!
(Н. Волокитин)
Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение выражения не тут-то было.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных в творительном падеже, выделите их окончания.
244. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Хотел бы я тюльпан... быть;
Парить орлом по поднебесью...
Хотел бы сделаться сосною;
Былинк... в воздух.. летать;
Иль солнц... землю греть весною;
Иль в рощ.. иволг... свистать.
(К. Прутков)
Какова тема этих поэтических строк? А вы хотели бы так пофантазировать?
Спишите, вставляя пропущенные окончания. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Над выделенными именами существительными укажите падеж.
245. Прочитайте.
1. Белый снег пушистый в воздух.. кружится. (И. Суриков) 2. Мартышка к старост.. слаба глазами стала. (И. Крылов) 3. Божьей коровк.., цветочной головк.. ласково кланялся ёж. (Ю. Мориц) 4. Пахнет свежестью сирен.. . (И. Бунин) 5. Сколько алых ягод у лесной рябинк.. . (Е. Трутнева) 6. Таня и мама ушли к дяд.. Кост.. . У Саш.. и Вал., гости. (Ю. Владимиров) 7. Зачем ты держишь кнут в ладон..? Легко в упряжк.. скачут кони. (Н. Рубцов)
Составьте и запишите словосочетания, употребив в них любое из данных имён существительных с предлогом. Укажите падеж и склонение имён существительных.
Образец. Увидел (где? в чём?) в зеркал[е] (П. п., 2-е скл.), ... .
247. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница». Догадайтесь, почему картина так названа.
Чем привлекла ваше внимание кружевница?
Опишите её лицо; взгляд, обращенный на вошедшего человека; волосы, руки; сиреневую косынку, накинутую на плечи, светлое платье.
Видите, как ловко и умело пальчики проворных рук кружевницы плетут кружево: в правой руке булавка, в левой коклюшка (коклюшка - это точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев). Какие инструменты для работы по плетению кружев изобразил художник?
Какой вы увидели ткань? Обратите внимание на тонкое кружево внизу полотна.
«Кружевница» пришлась по душе современникам художника. А как вам понравилась картина-портрет? Поделитесь своими впечатлениями с товарищами по классу.
Составьте и напишите небольшой текст-отзыв о картине В. А. Тропинина «Кружевница».