Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Род и число имён прилагательных

8. На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены? Приведите примеры имён прилагательных в этом числе. Запишите.

9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Кругом белые снега, косые сугробы. Построил я избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. Любуюсь, как жалуют ко мне в гости живые цветы. Вот стайкой опустились синицы. Грудки у них ясные, жёлтые. Кажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетели пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири, то словно красные маки распустятся. Поглядишь — и будто теплее станет.

(Э. Шим)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?
  • Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных.

семена́

10. Прочитайте окончания имён прилагательных и вопросы. Определите по ним род и число имён прилагательных.

  • Составьте словосочетания, в которых имена прилагательные имеют такие окончания и отвечают на данные вопросы.

11. Прочитайте.

Жёлтенький цыплёнок, сероватая ..., безлунная ..., лучистый ..., ароматное ..., звериные ..., глиняная ..., кожаный ..., гладкий ..., красивая ..., заморские ..., доверчивый ..., автомобильный ... .

  • Составьте и запишите словосочетания с каждым именем прилагательным. Над именами прилагательными в единственном числе укажите род.

12. Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания с каждым именем прилагательным и каждым именем существительным, данным в скобках.

Известный (фамилия, писатель, имя, сказки).
Вечерний (заря, закат, небо, зори).
Электрический (энергия, утюг, освещение, часы).

  • Укажите род имён прилагательных в единственном числе, выделите окончания.
  • Почему одно и то же имя прилагательное в каждой группе словосочетаний имеет разные окончания?
  • Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?

электри́чество электри́ческий

13. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из скобок. Запишите словосочетания.

(Болотный, болотистый) край, (стекольный, стеклянный) завод, (искусный, искусственный) мастер, (злой, злостный) поступок, (праздничный, праздный) день, (грецкий, греческий) народ.

  • Устно составьте словосочетания с другими, не выбранными вами именами прилагательными.

14. Прочитайте.

Ночная лампочка освещает спящую в кровати девочку. Девочка лежит, прижимая к себе игрушечного медвежонка.

Медвежонок верно служил маленькой хозяйке. Вместо блестящего чёрного пластмассового носа у него красовалась пуговица. Лапа была аккуратно заштопана светлыми нитками. Густой ворс местами совсем вытерся. Мишка, видно, не раз терял голову. Сейчас его круглая голова с торчащими ушами была пришита чёрными нитками чуть набок. Это придавало Мишке задумчивое2 выражение.

(В. Ливанов)

  • Определите тему, главную мысль и тип текста.
  • Расскажите, каким вы представили медвежонка. Слова какой части речи помогли вам представить игрушку?
  • Спишите только те предложения или части предложений, в которых даётся описание игрушки. Начните так: «Это был игрушечный медвежонок...»

15. Составьте рассказ на тему «Моя любимая игрушка» так, чтобы слушатели представили эту игрушку и поняли, что она вам нравится.

сейча́с

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru