Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

171. Прочитайте.

  • Определите лицо и число глаголов. Что общего в написании личных окончаний в вопросах и в глаголах?
  • Почему написание мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить?

Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют личные окончания >-ешь, -ёшь, -ишь.

На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак (ь): слушаешь, учишь.

172. Прочитайте текст.

Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас всё равно не забудешь.

Увидишь голубое небо весной, — нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озерцо, — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, — опять нас вспомнишь. Мы ведь — незабудки.

(Э. Шим)

  • Выпишите выделенные глаголы. Определите их время, лицо, число. Выделите личные окончания.

Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа - это орфограмма.

173. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.

Звонить — звон[ишь], спать — ..., цвести — ..., стучать — ..., плыть — ..., лететь — ... .

174. Прочитайте диалог выразительно.

— Сизов, почему ты молчишь?
— Я слушаю тишь.
— Разве можно слышать тишь?
— Можно, если ты помолчишь.

(О. Григорьев)

  • Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
  • Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог.
  • Определите «работу» мягкого знака (ь) в словах диалога.

175. Прочитайте.

Помо[щ'], товари[щ'], изучае[ш], ланды[ш], помни[ш], смер[ч'], бага[ш], грусти[ш], мело[ч'], бере[ч'], мы[ш], ве[щ'], полно[ч'], бро[ш].

  • Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.

176. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

1. Поспешишь — людей насмешишь. 2. Поживём — увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.

  • Спишите. Выделите личные окончания глаголов.
  • Устно определите время, лицо и число каждого глагола.

177. Прочитайте текст Г. Скребицкого. Озаглавьте его.

Вес..ло пускат.. по в..сенн... руч..ям белые бумажные к..раблики. Пустиш.. его на воду и любуеш..ся, как мутные воды весенн... руч..йка подхватят твоё судёнышко и пон..сут. Скол..ко радост..! Беж..ш.. рядом по гряз.., стараеш..ся не отстат.. от к..раблика.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Над другими глаголами укажите время. Выделите окончания глаголов, стоящих во 2-м лице единственного числа.

178. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Исаак Ильич Левитан одну из своих к..ртин назвал «Весна. Большая вода». На ней художник изобразил в..сенний разлив. Ш..роко разлилась вешняя вода. Смотриш.. на к..ртину и думаеш.., что половодье и на земле, и на небе. Всё зат..пила эта тёмно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. В прозрачной воде стоят тонкие дер..вца и отражаются в её чистом зерк..ле. И чудится, что дерев..я растут сразу и вверх, и вниз. Лёгкое прикосновение вет..рка чуть покачивает отражение б..резок.

(В. Порудоминский)

  • Что вы представили, читая текст? Что обозначает слово половодье? Объясните значение четвёртого предложения.
  • Сколько частей можно выделить в тексте? Запишите данный текст, выделяя в нём части и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие знакомые вам орфограммы.

179. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» в «Картинной галерее» учебника.

  • Составьте свой текст по картине. Запишите его.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru