научить — научиться увидеть — увидеться обменять — обменяться
В чём сходство и различие каждой пары глаголов?
С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы? Что общего в их произношении и написании?
Устно составьте предложения с глаголами умывать и умываться. На кого направлено действие, обозначенное глаголом умываться?
Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь):
купаться, радоваться, здороваться.
211. Спишите возвратные глаголы из упр. 210. Подчеркните мягкий знак (ь) перед суффиксом -ся.
212. Прочитайте.
Пуму называют с..ребрист..м л..вом за мощ.., за храброст.. . Но и п..играт.. любит пума, п..забавляться, п..л..вит.. бабочек, п..прыгат.. . А прыгает она удивительно выс..ко и ловко!
Найдите и подчеркните возвратный глагол в неопределённой форме.
213. Прочитайте.
Поздороваться (с кем?) с командиром, тревожиться (за кого?) ..., хвалить (кого?) ..., хвалиться (чем?) ..., извинить (кого?) ..., извиниться (перед кем?) ..., беспокоить (кого?) ..., беспокоиться (о ком?) ... .
Составьте словосочетания с данными глаголами и подходящими по смыслу именами существительными. Запишите словосочетания без вопросов. Укажите падеж имён существительных.
Определите, от какого из выделенных глаголов можно образовать три формы времени, а от какого только две? Устно образуйте эти формы.
команди́р
214. Проведите исследование. Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Устно проспрягайте глаголы учиться и засмеяться.
(1-е л.) я уч[у]сь, засме[ю]сь
(2-е л.) ты уч[ишь]ся, засме[ёшь]ся
Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов?
Как определить лицо и число этих глаголов?
Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы.
215. Прочитайте стихотворение Р. Муха «Кровать».
А где продаётся такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?
В чём сходство и различие форм глаголов в стихотворении?
Спишите стихотворение или запишите его по памяти. Проверьте себя.