Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в возвратных глаголах

216. Прочитайте.

  • На какой вопрос отвечает каждый глагол?
  • В какой форме глагол оканчивается на -ться, а в какой на -тся?
  • Сделайте вывод: когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание -тся, а когда -ться?

Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол неопределённой формы и в нём перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь): -ться. Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в форме 3-го лица и в нём перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) не пишется: -тся.

217. Прочитайте. Отгадайте загадку.

      Три братца пошли на реку купаться.
      Двое купаются,
      А третий на берегу валяется.
      Искупались, вышли —
      На третьем повисли. (_о_о_ы_ _о)

  • Объясните написание глаголов с выделенными буквосочетаниями. Спишите первые два предложения.
  • Произнесите выделенные буквосочетания в глаголах и в имени существительном. Одинаково ли они произносятся и пишутся?

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах - это орфограмма.

218. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы форму 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Неопр. форма

здороваться
прощаться
извиниться

2-е лицо

здорова...ся
проща...ся
извиня...ся

3-е лицо

здорова...ся
проща...ся
извиня...ся

  • Запишите. Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали глаголы.

219. Прочитайте.

1. Рано утром на рассвет.. умываю(т, ть)ся мышата. 2. Надо, надо умыва(т, ть)ся по утрам и в..ч..рам. (К. Чуковский) 3. Дуб дождя и ветра вовсе не бои(т, ть)ся. Кто ск..зал, что дубу страшно простуди(т, ть)ся? (И. Токмакова) 4. Не спи(т, ть)ся, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)

  • Для каких глаголов вы выберете букву т, а для каких буквосочетание ть? Объясните свой ответ.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

220. Прочитайте стихотворение Н. Забилы.

      Вст..ёт стеною з..лотой,
      В..лнуе..ся пш..ница,
      И каждый кол..с нал..той
      К земле готов склони..ся.

  • Объясните написание слов с пропущенными орфограммами.
  • Подготовьтесь записать стихотворение по памяти.

221. Прочитайте. Составьте из слов предложения.

1. Представление, учёные, начина..т, звери. 2. Умные, поют, прыга..т, танцует, кувыркаю..ся, под, музыку, из, собаки, букв, картонных, слова, складывает. 3. Обез..янки, по, на, ход..т, верхом, и, канату, большом, пуделе, езд..т. 4. Огромные, сквозь, львы, г..рящие, скач..т, обручи. 5. Тюлень, из, неуклюжий, пистолета, стреляет. 6. Слон, бочке, ход..т, крутящейся, по, переворачивает, страницы, хоботом, и, большой, книги, сад..ся, за, стол, обеда..т. 7. Представление, и, оканчивайся, зрители, расход..ся.

(А. Куприн)

  • Озаглавьте текст. Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные буквы.

222. А вы были в цирке, в зоопарке, на выставке экзотических животных? Поделитесь своими впечатлениями об увиденном. Составьте текст на эту тему. Придумайте к нему заголовок. Подготовьтесь рассказать составленный текст.

223. Прочитайте выразительно. Из какой сказки А. С. Пушкина этот отрывок?

      Свет наш, солнышко! Ты ход..ш..
      Круглый год по небу, свод..ш..
      Зиму с тёплою весной,
      Всех нас вид..ш.. под собой.
      Аль откаж..ш.. мне в ответе?
      Не видало ль где на свете
      Ты царевны молодой?

  • Дайте совет другу: что нужно сделать, чтобы в данном тексте правильно написать безударные личные окончания глаголов?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

224. Прочитайте загадки.

  1. Во..т, свист..т, ветки лома..т, пыль поднима..т, всех с ног сбива..т. Слыш..ш.. его, да не вид..ш.. его. (В..т..р)
  2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подиви. ..ся: лишь распуст..т птица хвост — и поднимемся до звёзд. (Р..к..т..)
  3. Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т — пять плугов тащ..т. (Тр..кт..р)
  • Спишите две загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, выделите их личные окончания.

225. Прочитайте.

Месяц. Туман. Солнце. Дождик. Трава. Небо. Звезда. Роса. Заря.

Зеленеть. Синеть. Алеть. Лить. Белеть. Всходить. Гаснуть. Сверкать. Светить.

  • Найдите пары слов, которые могут сочетаться друг с другом по смыслу. Составьте из них нераспространённые предложения, употребляя глаголы в настоящем времени. Запишите.

226. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

  1. Сам не научишься — никто не научит.
  2. Скорую работу не хвалят.
  3. Перо пишет, а ум водит.
  4. Срубленное дерево не вырастет.
  • Выполните устный и письменный разбор любого глагола как части речи (см. Памятку 1).
  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

227. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о глаголах настоящего и будущего времени» по плану:

  1. Как различить глаголы настоящего и будущего времени? Как они изменяются?
  2. Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
  3. Как определить, к какому спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями?

228. Рассмотрите рисунки.

  • Определите тему текста, который можно составить по данным рисункам. Придумайте заголовок к тексту.
  • Продумайте содержание всего текста. Соотнесите содержание каждой части с рисунком.
  • Составьте план. Подберите слова для связи частей текста.
  • По плану и рисункам составьте текст. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный рассказ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru