Тут Сол..вей являть своё искусство стал:
(За)щ..лкал, (за)св..стал
(На)тысячу ладов, т..нул, (пере)л..вался;
То нежно он (о)сл..бевал
И томной вд..л..ке свирел..ю (от)д..вался,
То мелкой дроб..ю вдру.. (по)роще (рас)сыпался.
(И. Крылов)
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.
Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?
230. Прочитайте.
Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,
Трава (на)лугу ещё росы пила,
А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.
Слыш..тся, как (за)звенела пила.
(Я. Козловский)
Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.
Вспомните! Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.
Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени
231. Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах.
Почему глаголы изменили свои окончания? Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
232. Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от глаголов неопределённой формы?
Запишите предложения без скобок, ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Выделите в глаголах окончания.
Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите составленное предложение.
237. Прочитайте выразительно.
Ты меня заобижала,
А скажи — зачем?
Леденец в руке зажала,
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек,
Крошечку просил.
Осторожно уголочек
Я бы откусил...
(И. Токмакова)
О чём эти строки? Какое чувство у вас возникло?
Найдите глаголы. Какой из них чаще употребляется в разговорной речи? А как будет звучать этот глагол в литературной речи?
Выпишите глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите их род.
Докажите, что вы правильно выполнили задания.
238. Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе - по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.
239. Прочитайте.
Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени. Сравните написание букв перед суффиксами -ть и -л в данных глагольных формах.
Обратите внимание! Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний [-о], [-а] или окончания [-и] во множественном числе:
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы:
240 Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.
Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания. Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л.
241 Прочитайте.
У древних греков был хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши собирались в долине около города Олимпии. Они состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Этот обычай был священным. В день начала Олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война — спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.
(Дж. Родари)
Дошёл ли до наших дней славный обычай древних греков?
Напишите ответы на вопросы:
Где проходили Олимпийские игры?
Кто в них участвовал?
В чём состязались юноши?
Почему обычай проводить Олимпийские игры был для греков священным?
242 Нравится ли вам заниматься спортом? А каким видом спорта вы увлекаетесь? В каких спортивных соревнованиях вам приходилось участвовать? Расскажите о своих спортивных достижениях.
Составьте текст на любую спортивную тему. Придумайте к нему заголовок. Вы можете воспользоваться для составления текста любыми из данных тем: «На школьной олимпиаде», «Шайбу! Шайбу!», «Ура! Гол!», «Как красиво фигурное катание!», «Заниматься мне гимнастикой не лень!».