Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Глаголы. Обобщение

243. Прочитайте выразительно.

      Будьте добры ко всем, кто слабей.
      Пусть не боится вас воробей.
      Согрейте котёнка, погладьте щенка
      И мотылька не сгоните с цветка.
      Не обижайте и мошкары.
      Не забывайте, будьте добры!
      (Л. Яхнин)

  • Какова главная мысль этих строк? Определите вид предложений по интонации и цели высказывания.
  • Поставьте вопросы к глаголам. Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами? Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.

244. Прочитайте.

      Хорошая книжка привыкла к почтению.
      И тот получает пятёрку по чтению,
      Кто с детства любитель большой почитать
      И книжки, как старших, привык почитать.
      (Я. Козловский)

  • Какие слова произносятся одинаково? А чем они различаются? Определите лексическое значение этих слов.
  • Выпишите глаголы в таком порядке:
    1. глаголы, у которых нельзя определить форму времени и числа;
    2. глагол, который изменяется по лицам и числам;
    3. глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам.

245. Рассмотрите схемы слов.

  • Скажите, что можно узнать о слове по данным значимым частям. К какой части речи относится каждое слово? Каковы его грамматические признаки (время, лицо, число, спряжение, род)?
  • Подберите слова, которые соответствуют данным схемам, и запишите их. Укажите над каждым словом часть речи.

246. Прочитайте вопросы, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии для любознательных «Почемучка».

Как называется звезда, которую видно днём? Почему Луна не падает на Землю? Где ночует солнышко? Почему говорят: «Вода и камень точит»? За что белого медведя вписали в Красную книгу? Кто раскрасил радугу?

(А. Дитрих, Г. Юрмин)

  • Выпишите глаголы. Устно и письменно разберите любой глагол как часть речи (см. Памятку 1).
  • На какой вопрос вы знаете ответ? Составьте свой текст-рассуждение на эту тему.

247. Прочитайте.

В тундре летом семь погод на день: се..т, ве..т, ду..т, студ..т, моч..т, гре..т, суш..т. Приползёт туча, и накро..т тундру холодная тень. Вторая дождик ом смоч..т. Третья иссеч..т ледяной крупой или снегом присыпл..т. То нахлын..т с моря туман, то ветер туман разгон..т. И снова чистые дали и яркое солнце.

(Н. Сладков)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Укажите над глаголами спряжение.

248. Прочитайте.

      Сия..т со..нце, воды блещ..т.
      На всём улы..ка, ж..знь во всём,
      Д..рев..я радос..но тр..пещ..т,
      Купаясь в неб., г..лубом.
      (Ф. Тютчев)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глагол, близкий по значению глаголу сверкать и имеющий такие признаки: наст, вр., I спр., 3-е л., ед. ч.

249. Прочитайте. Составьте словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите получившиеся словосочетания.

Пол..скать, пол..скать (бел..ё, р..бёнок); пом..рить, померить (друз..я, плат..е); пос..деть, пос..деть (стар..сть, ск..мейка); сл..зать, сл..зать (дер..во, см..тана); отв..рить, отв..рить (к..ртоф..ль, дверь), разр..дить, разр..дить (кусты, ружьё).

  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

250. Прочитайте.

Очень люблю радугу — радости ч..десную дугу. Цветными в..ротами п..р..кин..тся она над землёй, з..св..рка..т, з..бл..стит — з..любу..ш..ся! Только вот всегда радуга д..л..ко-д..л..ко. Сколько ни иди, как ни спеш.., всё равно близко не подойдёш.. . Рукой не дотрон..ш..ся.

Я так и н..звал её — «д..лёкое ч..до».

(Э. Шим)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Придумайте заголовок к тексту так, чтобы в нём была выражена главная мысль.
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните глаголы-синонимы.

251. Прочитайте.

      Звезды меркн..т и гасн..т. В огне обл..ка.
      Белый шар по лугам расстила..тся.
      По з..ркальной воде, по кудрям лозняка
      От з..ри алый свет разлива..тся.
      Дремл..т чуткий камыш. Тиш.. — безлюд..е вокруг.
      Чуть приметна тр..пинка р..систая.
      Куст заден..ш.. плеч..м — на лицо т..бе вдруг
      С лист..ев брызн..т роса с..ребристая.
      (И. Никитин)

  • Какую картину летнего утра вы представили?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите время глаголов, выделите их окончания.

252. О каком явлении природы вам хотелось бы рассказать своим друзьям?

  • Составьте по своим впечатлениям пейзажную зарисовку или выберите для её составления любую из данных тем: «А дождь идёт...», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Тучки дружные мчатся надо мной...», «Звезда зажглась...», «Лёд идёт!», «Лист зеленеет...», «Бушует вешняя вода...».
  • Подготовьтесь рассказать составленный текст по выбранной теме или по данному рисунку.

253. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.

Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышен гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.

Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

(К. Паустовский)

  • Определите тип текста, его тему и главную мысль.
  • Почему большинство глаголов в тексте употреблено в форме прошедшего времени?
  • Пользуясь Памяткой 3, подготовьтесь к написанию изложения.
  • Напишите изложение. Проверьте себя.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru