Будьте добры ко всем, кто слабей.
Пусть не боится вас воробей.
Согрейте котёнка, погладьте щенка
И мотылька не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте, будьте добры!
(Л. Яхнин)
Какова главная мысль этих строк? Определите вид предложений по интонации и цели высказывания.
Поставьте вопросы к глаголам. Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами? Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.
244. Прочитайте.
Хорошая книжка привыкла к почтению.
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
(Я. Козловский)
Какие слова произносятся одинаково? А чем они различаются? Определите лексическое значение этих слов.
Выпишите глаголы в таком порядке:
глаголы, у которых нельзя определить форму времени и числа;
глагол, который изменяется по лицам и числам;
глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам.
245. Рассмотрите схемы слов.
Скажите, что можно узнать о слове по данным значимым частям. К какой части речи относится каждое слово? Каковы его грамматические признаки (время, лицо, число, спряжение, род)?
Подберите слова, которые соответствуют данным схемам, и запишите их. Укажите над каждым словом часть речи.
246. Прочитайте вопросы, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии для любознательных «Почемучка».
Как называется звезда, которую видно днём? Почему Луна не падает на Землю? Где ночует солнышко? Почему говорят: «Вода и камень точит»? За что белого медведя вписали в Красную книгу? Кто раскрасил радугу?
(А. Дитрих, Г. Юрмин)
Выпишите глаголы. Устно и письменно разберите любой глагол как часть речи (см. Памятку 1).
На какой вопрос вы знаете ответ? Составьте свой текст-рассуждение на эту тему.
247. Прочитайте.
В тундре летом семь погод на день: се..т, ве..т, ду..т, студ..т, моч..т, гре..т, суш..т. Приползёт туча, и накро..т тундру холодная тень. Вторая дождик
ом смоч..т. Третья иссеч..т ледяной крупой или снегом присыпл..т. То нахлын..т с моря туман, то ветер туман разгон..т. И снова чистые дали и яркое солнце.
(Н. Сладков)
Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Укажите над глаголами спряжение.
248. Прочитайте.
Сия..т со..нце, воды блещ..т.
На всём улы..ка, ж..знь во всём,
Д..рев..я радос..но тр..пещ..т,
Купаясь в неб., г..лубом.
(Ф. Тютчев)
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глагол, близкий по значению глаголу сверкать и имеющий такие признаки: наст, вр., I спр., 3-е л., ед. ч.
249. Прочитайте. Составьте словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите получившиеся словосочетания.
Очень люблю радугу — радости ч..десную дугу. Цветными в..ротами п..р..кин..тся она над землёй, з..св..рка..т, з..бл..стит — з..любу..ш..ся! Только вот всегда радуга д..л..ко-д..л..ко. Сколько ни иди, как ни спеш.., всё равно близко не подойдёш.. . Рукой не дотрон..ш..ся.
Я так и н..звал её — «д..лёкое ч..до».
(Э. Шим)
Определите тему и главную мысль текста.
Придумайте заголовок к тексту так, чтобы в нём была выражена главная мысль.
Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы.
Найдите и подчеркните глаголы-синонимы.
251. Прочитайте.
Звезды меркн..т и гасн..т. В огне обл..ка.
Белый шар по лугам расстила..тся.
По з..ркальной воде, по кудрям лозняка
От з..ри алый свет разлива..тся.
Дремл..т чуткий камыш. Тиш.. — безлюд..е вокруг.
Чуть приметна тр..пинка р..систая.
Куст заден..ш.. плеч..м — на лицо т..бе вдруг
С лист..ев брызн..т роса с..ребристая.
(И. Никитин)
Какую картину летнего утра вы представили?
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Укажите время глаголов, выделите их окончания.
252. О каком явлении природы вам хотелось бы рассказать своим друзьям?
Составьте по своим впечатлениям пейзажную зарисовку или выберите для её составления любую из данных тем: «А дождь идёт...», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Тучки дружные мчатся надо мной...», «Звезда зажглась...», «Лёд идёт!», «Лист зеленеет...», «Бушует вешняя вода...».
Подготовьтесь рассказать составленный текст по выбранной теме или по данному рисунку.
253. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышен гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
(К. Паустовский)
Определите тип текста, его тему и главную мысль.
Почему большинство глаголов в тексте употреблено в форме прошедшего времени?
Пользуясь Памяткой 3, подготовьтесь к написанию изложения.